В современном мире наблюдается снижение роли государства как политического института в обществе и на мировой арене, сопровождающееся ограничением государственного суверенитета, а также распространением таких принципов политической системы, как дробность госсуверенитета и субдиарность, которые являются основополагающими нормами федеративной системы. В этих условиях взрыв этнонационализма, будучи показателем и проявлением процессов самоидентификации сообществ в глобализирующемуся мире, произвел о смещение в общественном сознании в пользу конкретных форм самоопределения.
По мере того как полномочия нынешних государств сокращаются, этнические группы все более активно стремятся стать исключительными выразителями национальной идентичности. Понятно, что подобные претензии должны сталкиваться между собой: этнических групп, не добившихся государственного суверенитета, всегда больше чем преуспевающих на данном поприще. Но раз удовлетворить амбиции абсолютно всех этнических общностей заведомо невозможно, федерализм оказывается единственным решением национального вопроса.
В настоящее время вырисовывается своеобразное принуждение мировым сообществом любого государства к соблюдению прав этнических меньшинств. К тому же такое условие есть необходимый показатель цивилизованности. В новом глобализирующемся мире права этнических меньшинств будут приобретать все большую значимость при параллельном сужении суверенитета государственных образований.
В мировой политологии, что федеративная система является одной из важных предпосылок разделения властей, а также одним из главных элементов гражданского общества.
В полиэтничном государстве составляющие ее общности нуждаются в своей доле политического представительства. Такая необходимость увеличивается, приобретая черты борьбы за коллективные политические права и отдельную государственность, если у данных этнических групп имеется своя историческая память. Чтобы спасти общегосударственное единство в поисках легитимирующего консенсуса, должна учитываться и данная коллективная идентификация населяющих страну отдельных этнонациональных общностей.
Федерализм, как философская доктрина и политическая идеология, демонстрирует способность нахождения компромиссов многообразным элементам в одном государстве, не подрывая в то же время единства. Автономия и разграничение полномочий между центром и этнонациональными группами раздробляет импульсы участников межэтнической напряженности. Стабилизация массовых настроений связана с установлением субъективного баланса, т.е. притязания людей и возможности их достижения оказываются уравновешенными.
Внедрение федерализма означает признание плюралистических аспектов, существующих в общественно-политической жизни в рамках некоего единства, и учет каждого аспекта в духе множественности путем установления правильных соотношений между противостоящими элементами. В узком смысле слова функционирование федерализма в стране предполагает разграничение сфер государственной деятельности, что открывает новые каналы для удовлетворения противоборствующих в государственной системе, таких, как различные требования регионов, устремление разнообразных этнических групп.
Федерализм не является абсолютной ценностью. Дело лишь в том, что сочетание самоуправления с разделенным правлением поощряет такие методы общественного взаимодействия, как договор, компромисс, состязательность, т.е. ключевые моменты демократии. Поэтому федеративное устройство представляет собой важнейшую гарантию торжества демократических принципов. По этой причине борьба за федерализм и защита демократии в российском случае неотделимы друг от друга; это две стороны одной и той же медали.