Одним из критериев творчества является самостоятельная работа, поиск и перебор возможных вариантов, умение делать соответствующие выводы, создание в конечном итоге нового продукта.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из наиболее важных компонентов профессиональной подготовки студентов, ибо закрепиться и развиться могут лишь те знания и навыки, которые были получены и, главное, закреплены путём упорного самостоятельного труда.
По определению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа студентов - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально отведённое для этого время [2]. Метод самостоятельной работы студентов в последнее время находится в центре внимания учёных, дидактов, психологов, ведущих исследования по различным аспектам образования в высшей школе. Доказана большая роль самостоятельной работы в формировании и развитии знаний, воспитания силы воли, углубление познавательного интереса, нахождении путей решения нестандартных задач. В работе [3] рассмотрена классификация самостоятельной работы студентов по различным признакам: по степени изложения лекционного материла, по частно-дидактическим целям обучения, по степени индивидуализации знаний, по степени участия студентов в постановке задач.
СРС является важной составной частью учебного процесса в высшей школе, о чём свидетельствует то, что в учебных планах наряду с аудиторными часами обязательно включаются часы на самостоятельную работу студентов. Одним из первых русских методистов химиков, проводивших идеи самостоятельности учащихся был С.И. Сазонов, он первым в России дает описание метода ученического эксперимента. Вслед за С.И. Сазоновым разработкой методики организации самостоятельных работ занялся В.Н. Верховский, который курировал химическое образование в стране. Одновременно с экспериментом начинает практиковаться другой вид самостоятельной работы - работа с текстом, конспектирование, реферирование. В 80-90 г.г. XX века огромное значение начинает придаваться раздаточному материалу: индивидуальные карточки, задания, указания к выполнению лабораторных работ и решению задач, всевозможные тесты, методические указания к изучению отдельных разделов дисциплин, постановка проблемных вопросов, подготовка сообщений при изучении дополнительной литературы, многовариантные задачи. В связи с четырьмя уровнями познавательной деятельности обучающихся (репродуктивным, вербальным, частично-поисковым и творческим) осуществляется новый подход к составлению как заданий для самостоятельной работы, так и для контрольных работ.
Планирование содержания и объёма самостоятельной работы основывается на предварительной методической проработке следующих вопросов:
- каково оптимальное соотношение между временем на аудиторную и самостоятельную работу;
- какой программный материал конкретных разделов может быть выделен для самостоятельного изучения;
- каковы сроки и формы контроля СРС.
Дисциплина «Физическая химия» читается в соответствии с учебным планом для студентов направления «Химическая технология и биотехнология», а также специальности "Химическая технология высокомолекулярных соединений" и "Технология переработки пластических масс и эластомеров". Важнейшей целью изучения каждой дисциплины, в том числе и физической химии, является не только формирование определённого баланса теоретических и фактических знаний, выработка необходимых практических умений и навыков студентов, но и постоянное развитие логического мышления, формирование личности, способной подходить творчески к решению нестандартных сложных задач в будущей профессии.
Особо важное значение имеет поиск оптимально подхода к планированию, организации, стимулированию, а также учёту и контролю СРС с проверкой её успешности по курсу физической химии как фундаментальной дисциплины для ряда специальностей. Согласно учебному плану и программе курса планирования СРС находит своё отражение в графиках выполнения СРС и её рейтинговой оценки, представленных на стенде в лаборатории физической химии. Уже с первых дней изучения курса физической химии студент знает объём самостоятельной работы, которую ему предстоит выполнить в течение семестра.
Для успешного усвоения курса очень важным является методическое обеспечение курса, ибо классические учебники не могут быть единственными источниками познания. В настоящее время на кафедре «Химия и общая химическая технология» Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ проводится большая работа по обеспечению методическими разработками, в частности учебными пособиями, как в печатном, так и в электронном виде. В последние годы на кафедре было издано семь учебных пособий (по химической термодинамике - 2, по фазовому равновесию и растворам - 1, по химической кинетике - 2, по электрохимии - 2) для проведения лабораторных и практических занятий. В настоящее время разработан учебно-методический комплекс по физической химии, в состав которого входит: курс лекций, учебные пособия по отдельным разделам курс, методические указания к проведению лабораторных работ и практических занятий с решением типовых задач, многовариантные задачи для индивидуального решения, тесты для контроля знаний студентов.
Основными формами СРС являются конспектирование разделов, вынесенных на самостоятельное изучение, написание рефератов, выполнение и защита лабораторных работ, коллоквиумов, выполнение контрольных работ, индивидуальные домашние задания, использование лабораторного практикума с элементами научно-исследовательской работы.
Большую помощь в закреплении теоретических и практических знаний студентов имеют карточки защиты лабораторных работ, составленные в 4 вариантах для каждой лабораторной работы, в которых содержится по 5- 6 вопросов. Многократно повторенные определения, формулы и выводы позволяют студентам подойти к сессии с достаточно хорошим багажом знаний, о чём свидетельствуют результаты экзаменационных сессий. Количество отличных и хороших отметок составляет - 60-70%, что в целом выше среднего уровня успеваемости студентов.
Стимулирование СРС можно осуществить путем дифференцированного подхода к студентам, вынесением части экзаменационного материала на коллоквиум, с последующим зачётом данной темы в экзаменационную сессию, и, наконец, освобождение от экзаменов наиболее отличившихся студентов, хорошо зарекомендовавших себя в течение всего семестра.
Естественно, что СРС только тогда принесёт положительный результат, когда будет хорошо налажен учёт и контроль знаний студентов. Контроль осуществляется в виде контрольных «летучек» на знание формул, терминов, основных определений на практических занятиях при завершении раздела темы, в виде устного опроса в начале практических занятий, путём письменных контрольных работ, как по теоретическому, так и практическому материалу, с помощью тестов, которые в данный момент составлены по всем разделам дисциплины. Контроль знаний учащегося в виде одной из вышеперечисленных форм присутствует практически на каждом практическом и лабораторном занятии. Систематичность и последовательность контроля является обязательным условием успешности освоения курса. Следует отметить, что все формы СРС, а также методы контроля способствуют многократному повторению материала, что, в свою очередь, позволяет студенту лучше запомнить термины и определения, понять изучаемый материал, разобраться в алгоритме решения задач и расчёта лабораторных работ и, как уже указывалось в конечном итоге, всё это приносит положительные плоды.
Таким образом, СРС как одна из активных форм обучения студентов способствует формированию у них знаний, умений и навыков, направленных на самостоятельное, творческое решение задач, возникающих в практической деятельности будущего специалиста.
Список литературы
- Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России . - 2000. - № 1. - С.114-115.
- Пидкасистый П. И. , Пасекутов А. Е. Навыки самообразования - важнейшая цель обучения // Вестник высшей школы. - 1987. - № 4. - С. 31 - 34.
- Галицких Е.О. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2004.- № 6. - С. 160-163.