Будучи порождением реального стремления людей к сохранению приобретенного и накопленного опыта и знаний, к передаче сформировавшихся общих традиций, стандартов и эталонов образа жизни, культурных ценностей последующим поколениям, этнические потребности и национальные интересы сконцентрировали, вобрали и преломили в себе всю социально-историческую уникальность и самобытность длительного процесса формирования и развития объединяющих его членов общества.
Как результат длительных трансформаций этнические потребности и национальные интересы включают в себя не только наиболее развитые способы и формы освоения окружения в различных видах деятельности, но и постоянно воспроизводят элементы архаичности в сфере повседневной жизни: быт, различные обряды и верования, фольклор и т.д.
В то же время для функционирования этнические потребности и национальные интересы должны находиться в постоянной изменчивости, приспосабливаясь к самой динамике жизни не только не отставая, но, наоборот, опережая запросы этнических групп и национальных образованиях.
В функционировании национальных интересов интегративные компоненты культуры играют важнейшую роль. Их символическое выражение, в первую очередь язык межнационального общения, обеспечивает взаимное понимание и взаимное информирование дифференцированных групп людей, составляющих этническую и национальную общность, без чего невозможна была бы их эффективная совместная деятельность. Благодаря знаковым системам оказывается возможным накопление, хранение и передача из поколения в поколение информации, обеспечивающей культурную преемственность в рамках этнических групп и наций.
Культурная специфика одной нации в сопоставлении с другими имеет разные уровни измерения. Наиболее сложно найти специфичные черты культуры у наций, сформировавшихся преимущественно под влиянием экономических и государственно-политических факторов и выделившихся из многомерных социокультурных систем. Кроме того, у большинства так называемых "молодых наций" формирование общенациональных черт культуры не завершилось, поскольку еще очень велика роль этнических субкультур, особенно в тех случаях, когда нация формируется из различных по языку, происхождению, вероисповеданию, обычаям и традициям этнических групп. В одних случаях эти субкультуры со временем переплавляются в относительно целостную национальную культуру, в других - продолжают сохраняться как своеобразные вкрапления в национальную культуру, в-третьих - обособляются как отдельные единицы культуры.
В последнее десятилетие возникла новая, довольно непредвиденная тенденция "этнизации" политического пространства Западной, а теперь и Восточной Европы, развивающихся параллельно межгосударственной интеграции вплоть до создания политических, экономических и социальных институтов общенационального уровня типа The Common Market.
Такое сочетание стремления сохранения своей уникальности и мощных межгосударственных интеграционных процессов характерно не только для социально-культурной и политической динамики Европы, а для всего человечества. В настоящее время основные вызовы мировому сообществу связаны именно с двухвекторным взаимодействием двух тенденций - глобализации и фрагментации мирового развития. Глобализация признается большинством исследователей закономерным результатом и показателем общечеловеческой культурно-цивилизационной общности. Как и предрекало меньшее количество теоретиков, фрагментация демонстрирует иной, противоположный вектор, а именно: фактическое, а не воображаемое или конструированное желание людей сохранения или возрождения своей этнокультурной, региональной или конфессиональной самобытности. Стремление к обособлению является реакцией на "насильные" процессы глобализации, и стимулируется возвышенными представлениями о значимости этнических потребностей и национальных интересов вследствие угрозы утраты собственной идентичности и суверенитета.
Крах биполярного мироустройства, будучи одним из порождений тенденции глобализации, в свою очередь дал мощный толчок, как было сказано выше, процессам как интеграции, так и фрагментации. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о меняющейся роли национальных интересов как в национальных рамках, так и в мировом масштабе. Кроме того, встает проблема "национальных общностей и национальных движений, стремящихся к реализации своих интересов вне национально-государственных границ". [1]
Исходя из всего сказанного, мы видим, что этнические потребности и национальные интересы как результирующие элементы социальной системы всегда должны видоизменяться, находиться в динамике, что, кстати, и происходит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002. С. 90.