С первых страниц своего романа - в повести «Бэла», Лермонтов переносит Печорина на Кавказ - излюбленное место действия своих романтических поэм, край свободной суровой жизни, величественной природы, обетованную землю всех мятущихся, одиноких протестантов. [1] Лермонтов отправил своего Печорина на Кавказ не только по тому, что такова была типическая учесть «неуживчивой» дворянской молодежи в 30-е годы: этим он решал по-новому старую задачу об отношении между сложными исканиями личности, пришедшей в конфликт с современным цивилизованным обществом, с одной стороны, и жизнью народов, далеких от цивилизации, не затронутых её пороками - с другой. Лермонтов ведет Печорина путем, характерным для всего европейского движения общественной мысли начала XIX века. Автор сталкивает своего героя с нецивилизованными, «дикими» персонажами, со скромным армейским офицером, с разномастным - полусветским, полупровинциальным обществом, с офицерской средой. В этих необыкновенных приключениях раскрывается не только незаурядность Печорина, но и необычайно богатый мир других персонажей
На первые страницы «путевых заметок» горцы вступают у Лермонтова в грубой, грязной, непривлекательности их быта и с далеко не «поэтическими» внутренними чертами. Погонщики быков, хитро надувающие проезжающих, назойливо требующие «на водку», грязные хозяева сакли - такими являются горцы не только в комментариях Максима Максимыча, но и в прямом показе.
Наиболее ярко представлен образ Казбича. В описании наружности его нет ничего особенно романтически яркого: «маленький, сухой, широкоплечий», - разве только его глаза - «неподвижные, огненные», напоминают романтически-необыкновенных героев. И тут же вырисовывается характер далеко не заурядный, цельный, горячий, сильный, в котором нет ничего мелкого. Даже в своем оборванном бешмете, за обычными житейскими делами вроде продажи баранов, джигит Казбич полон достоинства и внутренней силы.
Презрительное отношение к деньгам и похвальбе богатством, отсутствие мелкого тщеславия, ловкость, удальство, страстная привязанность к боевому товарищу-коню и предпочтение ее всем привязанностям на свете, вся жизнь - в тайной, непрекращающейся войне, твердость воли, странная сила натуры - таков Казбич. Это буйная голова, джигит; «молодецкая воля» ему дороже всего в жизни. Он человек действия; воля его не знает колебаний, удар молниеносен; на обиду он отвечает расплатой во сто крат, месть для него - действенное выражение морального закона
В глазах Лермонтова, все горцы противопоставлены русскому дворянскому офицерству, а с ним вместе и верхушке цивилизованного общества в целом, как противопоставляется народ, демократические массы «господам», представителям угнетательских, паразитических, внутренне изломанных и испорченных общественных групп.
Результат взаимодействия культуры горцев и культуры русского дворянского офицерства показан через образ Азамата, усвоившего лишь поверхностно достижения цивилизации, да и то лишь её темной, разрушительной стороны, приводящей к распаду нравственной стороны личности. «Печорин использовал превосходство европейца над «дикарями» лишь для того, чтобы обмануть, предать, завлечь, погубить этих людей». [2]
Жертвой своеволия Печорина становится Бэла, насильственно вырванная из её среды, из естественного течения её жизни. Погублена прекрасная в своей естественности, но хрупкая и недолговечная гармония неискушенности и неведения, обреченная на гибель в соприкосновении с реальной жизнью, а тем более все властно вторгающейся в нее «цивилизацией».Бэла украдена по указанию Печорина. Она куплена, но заплачено вору не деньгами, а чужим сокровищем. Конь Казбича захвачен обманом. Обольщена Бэла расчетливым приёмом, охлаждение к ней не скрывается. Печорин коварнее любого из «азиатов». Результат его вмешательства - гибель всей семьи.
В образах горцев одновременно отмечается и национальное, и общественное. Сохраняя специфически горский, кавказский колорит Лермонтов предохраняет своих героев от превращения в схемы страстей вообще. Он открывает в них черты характера общечеловеческие, понятные и для горца и для европейца, мало того, - черты высокого человеческого типа, могущие служить образцом и для европейца и для «цивилизованного» русского дворянина. В образы горцев Лермонтов вкладывает отблеск своей мечты о человеке сильном, свободном и цельном. Сталкивая в повести не только героев, рисуя конфликт двух культур, Лермонтов лишь поднял проблему, ярко обозначил её, но готового ответа не дал. Современное общество, пожалуй, до сих пор не нашло ответа на этот вопрос.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- М.Ю. Лермонтов. Полное собр. соч. в пяти томах, т. V, с. 393.
- Э. Герштейн. «Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтова. М.: «Художественная литература», 1976 г.