Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PRECONDITIONS AND PROBLEMS OF INNOVATIVETECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF INFORMATIONCOMMUNICATION TECHNOLOGIES AND COMMUNICATION IN KAZAKHSTAN

B.B. Mamraev A.M. Akimbaeva A.A. Jusupov
On the basis of results форсайтных researches the analysis and forecast technological development of the major sector of the Kazakhstan economy — information-communication technologies and communication in a context possible risks, threats и вызовов, opening possibilities and problems is carried out. Are described important and perspective technologies, на развитие which the basic efforts, а также parametres should be referred, which consider which there is possible the most effective development of branch.
Развитие ИКТ как важной части современной технологической революции, развития общества знания, многократно ускорилось с появлением Интернета и цифровых решений, которые своими принципиально новыми коммуникациями и информационными технологиями, изменяют способы жизни и сообщество. ИКТ, согласно Форсайт исследованиям [1-9], продолжит критическое воздействие на развитие всех отраслей промышленности и социальных секторов.

Следует отметить специфические проблемы в этой области:

  • безопасность систем ИКТ и конфиденциальность информации. Это влияет на конкурентоспособность и успешность бизнеса;
  • возрастает потребность в человеческих ресурсах, способных к приспосабливанию и адаптации новых технологий в экономике и обществе вообще;
  • возрастает потребность в непрерывном и непосредственном обучении;
  • усиливается потребность в развитой технологической (мобильная коммуникация, широкополосная сеть, электронные услуги, вложенные системы, искусственный интеллект, когнитивистика, микросистемы, электронная или интеллектуальная бумага, датчики и семантическая сеть и нанотехнологии) инфраструктуре

Реалии жизни определяют высокую потребность в телекоммуникационной инфраструктуре, что обусловливает низкий удельный вес населения в структуре доходов от предоставления услуг связи до 30% в среднем.

В развитых странах и в большинстве развивающихся стран разработаны и реализуются стратегии и комплексные программы инновационно-технологического развития телекоммуникационных технологий.

Анализ таких стратегий и программ в странах Европейского Союза, Балтийского региона Европы, Японии, США, Индии, Бразилии, Мексики показывает, что их основной целью является достижение лидирующих позиций в экономике и в социальном развитии. В Казахстане можно отметить ведущую роль государства в формировании национальной стратегии инновационно-технологического развития телекоммуникационных технологий. Инновационная деятельность казахстанских телекоммуникационных компаний оказывает большое влияние на традиционные отрасли экономики республики, выдвигая новые технологические требования к продукции, организации производства, внутриотраслевой коммуникации и управлению персоналом. Для успешного функционирования в условиях нового информационного общества всем рыночным субъектам необходимо своевременно адаптироваться к последним достижениям телекоммуникационных компаний.

В этой связи представляется актуальным определение тенденций развития данной отрасли, исследование и анализ инновационной деятельности казахстанских телекоммуникационных компаний, выявление основных путей повышения эффективности их конкурентных стратегий, основанных на постоянных и комплексных нововведениях.

Развитию отрасли информатизации и связи в настоящее время в республике придается большое значение как важному фактору и условию интеграции в мировое сообщество. За последние пять лет телекоммуникационный рынок Казахстана зарекомендовал себя как один из наиболее быстрорастущих рынков, средние темпы ежегодного прироста которого составили 25%. В 2008 году рынок телекоммуникаций вырос на 22% и составил 382,8 млрд. тенге. Этот показатель прироста выше показателя, наблюдавшегося в 2007 году, когда рынок вырос только на 18%.

В ближайшие время ожидается, что темпы роста рынка будут замедляться и к 2013 году составят 8%. Основной причиной замедления роста телекоммуникационного рынка является значительное замедление темпов роста рынка сотовой связи в Казахстане, которая занимает 45% от общего объема рынка.

Рисунок - Динамика объема доходов рынка те лекоммуникационных услуг за 1995- 2013 годы, млрд. тенге

Динамика объема доходов рынка телекоммуникационных услуг за 1995-2013 представлена на рисунке.

Самые сильные позиции в структуре телекоммуникационного рынка у сектора мобильной связи, которые с каждым годом укрепляются. Так, если в 2004 году доля мобильной связи в общем объеме рынка составляла лишь 35%, то в 2008 году эта доля составила уже 57%. Однако следует отметить, что за последний год произошло замедление темпов прироста доходов от данного вида связи: в 2005 году рынок вырос на 53%, а в 2008 году - лишь на 6%. В денежном выражении объем рынка в 2008 году составил 217 млрд. тенге.

Фиксированная связь - после сотовой связи это второй по значимости сектор телекоммуникационного рынка (21%), объем которого в 2008 году составил около 82 млрд. тенге. За последние 4 года темпы прироста рынка упали с 13,6% до 3,9%, а доля этого сектора в общем объеме телекоммуникационного рынка значительно сократилась - с 38% до 21%.

Самый высокий темп прироста зафиксирован по услугам Интернет (82%). Доля услуг Интернет и передачи данных в общей структуре телекоммуникационного рынка значительно менялась за последние 4 года и в 2008 году составила около 11%. В абсолютных показателях объем рынка в 2008 году составил 43,7 млрд. тенге. Однако при этом значительно изменилась структура доходов внутри данного сектора. Значительно увеличилась доля доходов от услуг Интернет и IP-телефонии и значительно снизилась доля доходов от аренды каналов.

В общем объеме доходов на рынке телекоммуникаций доля доходов от услуг платного телевидения составила 3%. Объем доходов от этого вида услуг в 2008 году составил 11,6 млрд. тенге.

Процесс глобализации, конвергенции и диффузии экономик различных стран требует от Казахстана перехода к качественно новому уровню развития, без которого невозможно занять достойное место в мировой экономической системе. Современная телекоммуникационная отрасль занимает особое положение в экономике страны, поскольку наиболее приближена к мировым стандартам по таким критериям, как темпы роста, конкурентоспособность представляемых услуг, уровень развития научнотехнической базы, профессионализм менеджмента.

Все это дает возможность предположить, что отрасль телекоммуникаций вполне могла бы стать стратегическим фактором повышения в целом конкурентоспособности экономики на мировом рынке.

На современном этапе развития научнотехнического прогресса, усиления нестабильности внешней предпринимательской среды и углубления процесса глобализации кардинально меняется подход к сущности и содержанию инновационных внутрикорпоративных процессов. Четко прослеживается два принципиально новых подхода и принципа осуществления инновационной деятельности компании - комплексность и непрерывность данных процессов. Принцип комплексности отражается в определении инноваций, как нововведений во всех сферах хозяйственной деятельности компании с целью достижения долгосрочной эффективности, путем прогнозирования и адаптации к любым изменениям во внешней среде.

Таким образом, инновационная деятельность казахстанских компаний не сводится лишь к осуществлению научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта, а охватывает и такие важнейшие сферы управления компании, как маркетинг, организационное построение, управление персоналом. Компании телекоммуникационной отрасли характеризуются высокими показателями по темпам роста и постоянным усилением своих рыночных позиций по темпам роста прибылей, доходности капитала и рыночной капитализации. Последний показатель является особенно важным, так как предполагает оценку потенциала телекоммуникационных компаний и их инвестиционную привлекательность. Комплексное исследование возникновения и функционирования телекоммуникационных компаний приводит к выводу о том, что в основе их конкурентоспособности лежат постоянные инновации. Для поддержания своей конкурентоспособности телекоммуникационные компании активно используют современные формы межфирменного сотрудничества. Наиболее эффективной является кооперация компаний в целях осуществления определенного проекта на самых ранних стадиях его разработки и апробации. Это позволяет минимизировать издержки на общих прикладных исследованиях, ускорить процесс воплощения замысла в конечную продукцию и облегчить процесс вывода новинки на рынок за счет совместных маркетинговых мероприятий.

Телекоммуникационные компании используют мощные рычаги саморегулирования: ограничение конкуренции в отрасли между крупнейшими корпорациями, с одной стороны, и создание препятствий мелким фирмам-аутсайдерам при попытке проникновения на рынок, с другой стороны. Телекоммуникационная отрасль характеризуется унифицированными стандартами услуг связи, едиными технологическими требованиями к телекоммуникационному оборудованию, высокой степенью зависимости от государства, максимизацией эффекта экономии на масштабах. Все эти факторы предопределяют общность основных направлений инновационной политики телекоммуникационных компаний. При этом предопределяется следующая трактовка телекоммуникационной отрасли, отражающая широкое разнообразие входящих в нее субъектов: к телекоммуникационной отрасли относятся компании, предоставляющие услуги и технологии по передаче информации, а также фирмы, производящие и обслуживающие оборудование для данного процесса.

На основе отраслевого анализа можно сделать вывод о том, что направления инновационной политики телекоммуникационных компаний определяются следующими особенностями телекоммуникационной отрасли:

  • телекоммуникационная отрасль представляет на рынок уникальный продукт, который совмещает в себе материальное производство (оборудование), сферу услуг (провайдеры связи) и know-how (технологии).

Таким образом, телекоммуникационные компании функционируют сразу в нескольких сферах экономики; инновационный процесс в телекоммуникационной отрасли носит непрерывный характер в силу высокой наукоемкости продукции, когда появление очередного нововведения требует перехода всей отрасли к новой технологии, что, в свою очередь, порождает новый виток инноваций

  • потенциальным целевым рынком телекоммуникационной продукции является большая часть населения, а степень его охвата зависит лишь от фактора времени и новых технических возможностей (то есть обеспечения фактического доступа к рынкам)
  • в силу технических характеристик продукции телекоммуникационных компаний практически невозможно и нерентабельно действовать только в национальных рамках.

Обзор западных компаний данного профиля показывает, что все они являются по сфере своей деятельности международными, исключение составляют лишь компании некоторых развивающихся стран.

Телекоммуникационные компании имеют значительно большие финансовые возможности для осуществления своей инновационной политики благодаря стремительно растущему притоку инвесторов в данный сектор экономики. рассмотрение и оценка состояния отечественного рынка телекоммуникаций представляет практический интерес, поскольку телекоммуникационная отрасль обладает значительным потенциалом. Стабильные высокие темпы роста, высокая наукоемкость, профессиональный менеджмент, цивилизованная конкуренция, реальная инновативность компаний, высокая емкость рынка - все эти факторы способствуют росту инвестиционной привлекательности данной сферы отечественной экономики для зарубежных телекоммуникационных компаний. Однако в силу ряда объективных факторов (специфика государственного регулирования телекоммуникационной отрасли, практически отсутствие производителей телекоммуникационного оборудования, неравномерность уровней развития различных регионов нашей страны) выход на рынок требует от телекоммуникационных компаний коренного пересмотра их конкурентных стратегий и, в частности, инновационной политики. Например, активные меры по стимулированию сбыта, как услуг связи, так и телекоммуникационного оборудования имеют на рынке значительный успех в силу особенностей покупательского поведения потребителей. Кроме того, зарубежные компании вынуждены использовать стратегию кооперации и сотрудничества с отечественными компаниями. И, наконец, производители телекоммуникационного оборудования активно диверсифицируют свою деятельность в область оказания услуг связи путем участия в акционерном капитале отечественных компаний. Выходя на рынок с относительно устаревшей продукцией, международные телекоммуникационные компании успешно продлевают ее жизненный цикл, что объясняет их нежелание выводить на местный рынок последние результаты корпоративных НИОКР.

Анализ инновационной деятельности международных телекоммуникационных компаний позволяет предположить, что отечественная телекоммуникационная отрасль может стать реальным стратегическим фактором повышения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. Для достижения данной цели было бы целесообразно:

  • использовать инструменты государственного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности отрасли со стороны зарубежных и отечественных инвесторов;
  • предоставить определенные льготы для развития производства телекоммуникационного оборудования на территории нашей страны. На первом этапе это могут быть предприятия прогрессивной сборки;
  • в целях повышения конкурентоспособности отечественных телекоммуникационных компаний максимально эффективно использовать накопленный зарубежный опыт в данной области, а именно: применение комплексного подхода к инновационной деятельности, создание гибких адаптивных организационных структур, ориентация на самые современные технологические решения, внедрение маркетинговых концепций управления компаниями;
  • для успешного выхода на международный рынок отечественным операторам связи следует использовать современные формы кооперации и сотрудничества с возможными конкурентами в целях укрупнения бизнеса и противостояния зарубежным альянсам.

Таким образом, при адекватной государственной поддержке, активной внутрифирменной инновационной политике и использовании временного фактора отечественные телекоммуникационные компании могут повысить свою конкурентоспособность в мировом масштабе и способствовать экономическому развитию страны в целом.

Список литературы

  1. Мамраев Б.Б. Акимбаева А.М., Джусупов А.А., Малишевский Е.В. Форсайт информационно-коммуникационных технологий и связи в республике Казахстан. 2009. Усть-Каменогорск.Изд-во ВКГУ им. С. Аманжолова. 127 с.
  2. Программа развития отрасли телекоммуникаций республики Казахстан на 2006- 2008 годы, утверждена постановлением Правительства республики Казахстан от 7 июня 2006 года № 519.
  3. Указ Президента республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096 «О Стратегии индустриально-инновационного развития республики Казахстан на 2003-2015 годы».
  4. Катунин г.П., Мамчев г.В., Попантонопуло В.Н., Шувалов В.П. Телекоммуникационные системы и сети. М.: Горячая линия - Телеком 2004. - 672с.
  5. Евдокименко Е. Стандарт 802.16 - 2004. Телекомфорум. Вести. 2004. - июль. http://www.telecomforum.ru/vesti/2004/07/05_01.htm.
  6. Скляров О.К. Современные волоконнооптические системы передачи. М: Радио и связь. - 2001. - 237с.
  7. Смирнов А.В., Пескин А.Е. цифровое телевидение. М: Горячая линия - Телеком. - 2005. - 351с.
  8. Вербовецкий А.А. Основы проектирования цифровых оптоэлектронных систем связи. М: Радио и связь. - 2000. - 158с.
  9. Иванов В.И. цифровые и аналоговые системы передачи. М: Гор. лин. - Телеком. - 2003. - 232с.