Морфологические исследования последних лет позволили дополнить знания об особенностях кровоснабжения полости носа (Пискунов С.З., Харченко В.В.,2004), к числу которых можно отнести высокоразвитую капиллярную сеть, достигающую подэпителиального слоя. Электронная микроскопия, проведенная авторами, позволила выявить зависимость между строением эндотелия капилляров определенных сегментов микроциркуляторного русла и функцией соответствующего участка слизистой оболочки полости носа, что обобщило исследования, проведенные ранее Grevers G., Herrmann U.(1987).
По данным электронной микроскопии (Rinder J.,1996; Lundberg J.M.,1996; Ван Каувенберг П.Б., Дуг Д.М.,1997), выполненой в эксперименте на кроликах, в слизистой оболочке респираторной и обонятельной зон имеются капилляры с порами в эндотелии и без них. При этом в респираторной зоне большинство капилляров с порами лежат субэпителиально, поры располагаются на стороне прилегающего эпителия, а в обонятельной зоне такие капилляры обнаруживаются преимущественно в глубоких отделах tunica pro-рria, с небольшим количеством пор в эндотелии.
К числу тонких приспособительных структур кровеностной системы слизистой оболочки носа у человека относятся артерио-венозные анастомозы (Angard A., Grevers G., 1988), замыкательные артерии, при открытии которых увеличивается давление в венозном русле и возрастает скорость венозного кровотока (Хэм А., Кормак Д.,1983), дроссельные вены - венозные сфинктеры в кавернозной ткани (Grevers G., Herrmann U., 1987).
Исключительной морфологической особенностью в строении сосудистых сети носа, не встречающейся более ни в каких других участках слизистой оболочки дыхательной системы, является система пещеристых венозных сплетений, располагающихся между капиллярами и венулами (Пискунов С.З.,1993). Пещеристые венозные сплетения представлены клубком расширенных вен, стенки которых имеют гладкую мускулатуру и эластические волокна. Они находятся в спавшемся состоянии, но переполняются кровью под влиянием разнообразных факторов (воспаление, гипертензия, травма), вызывая набухание слизистой оболочки (Пискунов С.З., Гольцман Л.Л.,1987). Пещеристая ткань имеется в толще слизистых оболочек нижних носовых раковин, по свободному краю передних и задних концов средних и верхних носовых раковин.
Согласно исследованиям Фейгина Г.А., Кузника Б.А. (1989) в передне-нижнем отделе перегородки носа имеется поверхностно расположенная богатая артериальная сеть расширенных сосудов, переходящих в венозные и образующих кавернозную ткань, отличающуюся от таковой нижней и средней носовых раковин слабо развитой мускулатурой сосудов. Противоположного мнения придерживается Saunders M.W. et al. (1995), считающий, что кавернозная ткань на перегородке носа отсутствует. Свое мнение автор обосновывает результатами анатомических, гистологических и магниторезонансных методов исследования указанных структур.
В клиническом отношении сосудистая сеть перегородки носа имеет важное значение, являясь основным источником носовых геморрагий. Такая преимущественная локализация кровотечений на небольшом участке площадью 1,5х1,5см. позволяет по мнению отечественных исследователей (Крюков А.Н., 1941; Лихачев А.Г.,1963) предположить ее филогенетическую детерминированность на основании идеи о своеобразном «клапане», регулирующем артериальное давление. Основываясь на данных микрориноскопии, проведенной на 41 пациенте, Митин Ю.В. с соавт. (1990) отметил преобладание магистрального типа сосудистого русла в переднем отделе перегородки носа. По мнению Волкова А.Г., Киселева В.В. (2001), если принять идею сосудистого клапана за основу, то главные его структурные особенности и функциональные компоненты должны быть обусловлены особенностями строения и функционирования сосудистой системы полости носа. Одной из таких особенностей является превалирование относительных показателей вен в передних отделах перегородки носа, что можно интерпретировать с точки зрения представлений о «носовом клапане» (Пискунов С.З., 1991, 2002). Считается, что венозные структуры слизистой оболочки полости носа обеспечивают изменение ее объема за счет изменений кровенаполнения, поэтому вероятно именно на передние отделы полости носа приходиться наибольшая нагрузка в выполнении данной функции (Пискунов С.З.,2002; Харченко В.В.,2004).
Такой подход к проблеме носового «сосудистого клапана», по мнению Волкова А.Г., Киселева В.В. (2001), позволяет в самом общем виде высказать предположение, что длительное и выраженное нарушение сосудистой регуляции в одной или нескольких системах может привести к катастрофе вследствие несоответствия объемной скорости кровотока и перепада гидростатического давления, для локализации и предупреждения последствий которой и существует «сосудистый клапан» в полости носа.
Определенный этап в развитии ринологии привел к представлениям о полости носа как парном образовании, что предусматривает наличие структур и механизмов координации функционирования его частей (Пискунов Г.З., Пискунов С.З.,2002; Харченко В.В., 2004). Однако, в отечественной и зарубежной литературе сведений об особенностях структурной организации «носового сосудистого клапана» и его функционировании на ранних этапах постнатального онтогенеза мы не обнаружили. Анатомическая основа деления полости носа на зоны до настоящего времени не имеет целостной разработки. Накопленные в литературе сведения о нормальной и патологической морфологии полости носа имеют чаще узконаправленный характер, несмотря на достаточную глубину части исследований, и не позволяют вести речь о наличии единой морфологической теоретической базы тех результатов, которые достигнуты в современной клинической ринологии.