Первоначальный контакт с иной культурой сопровождается так называемым «культурным шоком». Культурный шок сопровождается неуверенностью в себе, тревожностью, раздражительностью, бессонницей, психосоматическими расстройствами, депрессией. Чаще культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, и лишь немногие обращают внимание на его позитивную сторону, когда первоначальный дискомфорт ведет к большему самосознанию, принятию новых ценностей, моделей поведения и личностному росту.
Вопрос об этапах культурного шока остается предметов исследований. Как правило, выделяют три этапа культурного шока. Первый этап отмечен энтузиазмом и приподнятым настроением, для второго этапа характерно наступление фрустрации, депрессии и замешательства, которые на третьем этапе перерастают в чувство уверенности и удовлетворения. Учащийся, который оказался в иной культурной среде, как правило, будет отличаться от своих сверстников по тем или иным признакам (манерой поведения, акцентом, одеждой, взглядами т.д.). Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ученику адаптироваться к новым для него культурным условиям, избежать при этом стрессовых и конфликтных ситуаций, как с одноклассниками, так и с учителями. Психологическая помощь и постоянная поддержка со стороны учителя действительно в данном случае играют для ученика жизненно важную роль, так как культурный шок порой может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет (Дмитриев Г.Д.). Поскольку в школьные и студенческие годы мнение сверстников чрезвычайно важно для подростка, его неспособность соответствовать нормам, принятым в данной молодежной среде, могут привести к глубоким переживаниям с серьезными последствиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Воловикова М.Л. Историко-педагогические аспекты развития теории и практики многокультурного образования в США: Дис. ...канд.пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2001.-153 с.