Поэтому от высшего образования требуется развитие системного, целостного мышления. Синергетическая система является обобщением универсальной категории системы, которая трактуется сегодня как форма представления предмета научного познания. Познание сложных систем требует развитой интуиции и всего комплекса человеческих способностей. Системное мышление ориентировано на познание сложных, подвижных, изменчивых, трансформирующихся явлений. Оно предполагает повышенную восприимчивость к самой динамике, к многообразному движению системы, к эволюции, к истории.
Одним из вариантов решения обозначенной проблемы является развитие экологического образования. Резерв развития системного мышления в высшей школе состоит в объединении экологии и культурологии на методологической базе, созданной синергетикой. Показана плодотворность профессионального сближения преподавателей этих дисциплин. Очевидно, что природа и развивающаяся в её лоне социокультурная сфера составляют суперсложную бинарную самоорганизованную систему, в которой природа обладает характеристиками консервативной подсистемы, а социокультурная сфера - оперативно-поисковой. Рост масштабов активности человека привёл к тому, что преимущественно однонаправленное действие природной подсистемы на культуру сменяется ныне их взаимодействием. А это принципиально меняет тип динамики. Но для того, чтобы строить бинарные модели поведения взаимодействия природной и культурной подсистем, необходима интеграция знаний. Основные преимущества этой интеграции:
- системное полидисциплинарное мышление преподавателей высшей школы и студентов, развиваемое в работе с моделями природных, социоприродных, социокультурных систем благодаря овладению принципами и алгоритмами нахождения причин, условий, признаков, механизмов хаотизации и самоорганизации в жизни сообществ;
- осознание того, что мир пронизывают потоки опасности, но эффективное противостояние им всё больше зависит от усилий каждого человека, от напряжения каждого сообщества, от способности личности выдвигать - в ответ на угрозу - творческие решения, связанные с освоением мировой культуры и новой формулировкой проблемной ситуации, порождаемой очередным этапом развития культуры и природы;
- осуществление социокультурной миссии науки в современную эпоху, связанной с тем, что пафос науки состоит не в страсти к разгадыванию тайн, а в её чистоте и строгости. Настоящая наука - не разгадывание загадок и не собрание познаний и информации. Всё здание науки держится на чуде - чудом повторяющейся в каждом новом поколении исследователей способности видеть в каждом факте и в каждом открытии не ответ, а вопрос. Нет никакой гарантии того, что эта способность вдруг прервётся или не будет прервана. Способность видеть и ставить вопросы, если она вдруг окончится, сразу сделает науку системой суеверий, собранием примет.
Таким образом, проблема заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача - не просто достижение знаний экологии, а главное - формирование экологического сознания, поведения и культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Особое значение приобретает осознание человеком того, что он является органической составляющей окружающей среды и во многом сам моделирует её. Синергетика, объединяющая экологию и культуру, актуальна для высшей школы тем, что обостряет способность видеть и ставить вопросы. Прежде всего - вопросы о человеке как бинарном создании природы и культуры.