Проективное образование - это реальный способ воплощения на практике личностно-ориентированного подхода к организации процесса учебно-исследовательской работе студентов. В процессе очного образования студентам предлагаются для решения не только учебные задачи, задания, но и реальные проблемы, имеющие для студентов личностный смысл. В этой связи важно упомянуть задачу развития у студентов готовности к учебной и научной деятельности.
Один из путей достижения целостности образовательного процесса в высшей школе - междисциплинарная интеграция, обеспечивающая подготовку современного специалиста, обладающего интегральным типом мышления. В качестве объектов интеграции выступают содержание фундаментальных дисциплин, образовательные технологии, междисциплинарные умения комплексного решения проблем. Значение междисциплинарного подхода к проектированию образовательного процесса заключается в том, что он позволяет заложить объективную основу для управления качеством образования, прогнозирования его результатов: обеспечить синтез знания, убеждения и практического действия, повысить теоретический уровень, осмысленность принимаемых молодыми специалистами решений; преодолевать «предметные» стереотипы мышления, его «разрывность», несоответствия между теоретическими знаниями и практическими умениями.
В этой связи особую значимость приобретает проблема интеграции традиционных и инновационных методов учебно-познавательной деятельности. Их взаимоотношения должны строиться на принципе дополнительности.
Такая интеграция предоставляет дополнительные возможности для повышения эффективности образовательного процесса. Например, благодаря повышению доли используемых мультимедийных средств повышается наглядность и доступность обучения. Благодаря использованию электронных средств образовательный процесс становится интерактивным, что в свою очередь ведет к повышению интенсивности, продуктивности учебных занятий. Такая интеграция ведет к повышению активности коллективных форм деятельности, к повышению роли самостоятельной работы.
Одним из важнейших требований к организации образовательного процесса по-прежнему остается принцип целостности. Причиной неудач многих попыток совершенствования образовательного процесса является локальный подход, когда за отдельными элементами, частями теряется целое. В содержательном отношении целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования накопленного опыта знаний; знаний способов действия; умений и навыков; опыта творческой деятельности.
Реальным способом преодоления фрагментарности образования и обеспечения его условности может стать, отмечают ученые, проективное образование, в котором его субъектом становится сам учащийся. Учащийся, студент в таком случае сам проектирует направление своей жизнедеятельности. Такое образование получило название проективное. Проективное образование предполагает формирование образовательной среды в соответствии с запросами обучающегося, задачами, которые он ставит перед собой в соответствии с лучшими образовательными потребностями.
Особенность проективного образования заключается в том, что его основной единицей становятся не учебные задачи, задания, а имеющие для студента личностный смысл проблемы, которые являются жизненно реальными и, поэтому, актуальными для учащихся.
Проектирование - это самостоятельная работа студентов, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и расчетно-графических навыков при решении практических проблем с использованием последних достижений науки и техники, в том числе и новых информационных технологий.
Проективное образование связано с методом проектов, история возникновения которого восходит к началу 20-х годов прошлого века. Однако сегодня этот метод переживает новое рождение в новых условиях, с широким внедрением информационных технологий.
В современном понимании метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Важнейшая черта этого метода - нацеленность на получение конкретного результата. Результат этот может быть получен, когда учащиеся проявляют способность самостоятельно мыслить и творчески решать проблемы.