Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Появление новых подходов к образованию, предполагающих применение новых педагогических и информационных технологий в ответ на изменившиеся потребности обучающихся, требует существенного изменения процессов  образовательной организации, составляющих основу ее деятельности и должны быть ориентированными на студента для обеспечения его услугами наивысшего качества - ключевого  показателя конкурентоспособности образовательных учреждений в долгосрочной перспективе.

Основными положениями качества обучения становятся положения стандартов серии ISO 9000, каждый основной раздел которого базируется на следующих восьми принципах менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; непрерывное улучшение; подход к принятию решений на основе фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В приложении к традиционному образовательному процессу эти принципы уже широко и эффективно применяются, в отношении же дистанционного обучения (ДО) разговор идет пока лишь об образовательных технологиях и повышении их эффективности. В этой работе принципы менеджмента качества в их системном выражении рассматриваются именно в приложении к ДО.

Исходя из первого принципа, следует принять, что студенты - главный источник прибыли учебного заведения. Следует пытаться предугадать невысказанные желания студентов и стараться удовлетворить их. Часто стремление к этому может быть важнее самого результата. Применение этого принципа предполагает понимание всего диапазона потребностей и ожиданий студента.

Согласно второму принципу, руководитель-лидер - необходимое условие устойчивого успеха. В модели учебного процесса этот принцип реализуется в принятии во внимание потребностей всех заинтересованных сторон и делегировании сотрудникам полномочий и отчетности, адекватных взятым ими на себя обязанностям и ответственности.

Основой третьего принципа менеджмента качества является вовлечение всех участников образовательного процесса (в том числе и лиц, его обеспечивающих) в постоянное его совершенствование. Здесь обязательно должен использоваться не только механизм мотивации качественного выполнения своих функций как преподавательским составом, так и студентами, но и жесткое применение административного ресурса.

Согласно четвертому принципу, весь образовательный процесс подлежит логической декомпозиции до элементарных процессов - законченных коммуникационных актов, образующих технологию дистанционного обучения. Это даст возможность выявить способы взаимодействия участников процесса, что позволит не только установить ответственность, полномочия и четко их формализовать, но и организовать сквозной контроль на уровне каждого элементарного процесса.

Исходя из пятого принципа менеджмента качества, создание и управление системой взаимодействующих динамичных процессов, направленных на достижение поставленной цели, способствует повышению результативности и эффективности учебного процесса. Это приводит к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, появляется возможность анализа эффективности процессов, ведущая к пониманию причин возникновения разного рода проблем и к своевременным действиям по улучшению системы в целом.

Согласно шестому принципу, постоянное улучшение деятельности в целом необходимо рассматривать как неизменную цель. Это подразумевает, в первую очередь, обязательное совершенствование сотрудниками системы ДО своих знаний, навыков и умений за счет систематического обучения и создания доброжелательной атмосферы при организации такого обучения.

В основе седьмого принципа лежит организация учебного процесса, обеспечивающая точность и достоверность данных и информации, а также доступ к ним, что является основой для понимания процессов и системы в целом. Это позволяет оперативно решать возникающие проблемы, предотвращать их потенциальное возникновение и своевременно вносить коррективы, направленные на улучшение системы.

Учебное заведение не может быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг без своих территориально удаленных представителей. Фактически именно они обеспечивают саму возможность организации ДО за счет активной деятельности «на местах». Они же выступают «посредниками» между поставщиками, в нашем случае, школами и другими учебными заведениями и вузом. Это и есть реализация восьмого принципа системы менеджмента качества в разрезе организации ДО.

Перспективным видится некая синергетическая «суперпозиция» нескольких или всех этих принципов, когда при организации и в самом процессе обучения возникают рабочие группы с «неформальными» лидерами (причем необязательно из числа преподавателей) - своего рода виртуальные сообщества, - которые в процессе выполнения своих основных обязанностей вносят значительный вклад в улучшение организации учебного процесса и его качества, что позволит учебному заведению в краткий срок создать гибкую и легко модернизируемую сетевую образовательную среду.


Работа представлена на заочную электронную конференцию «Качество современного ВУЗовского образования», 15-20 июля, 2006г. Поступила в редакцию 27.09.2006г.