Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Квалификация преступлений занимает центральное место в деятельности любого юриста-практика. Данным процессом в ходе своей профессиональной деятельности занимаются оперативные работники, дознаватели, следователи, прокуроры, адвокаты, судьи и другие сотрудники правоохранительных органов.

С учетом этого в высших учебных заведениях МВД России студентам выпускных курсов внебюджетных факультетов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», преподается спецкурс «Квалификация преступлений».

В настоящее время уголовное законодательство довольно часто претерпевает изменения. Поэтому с момента окончания изучения студентами  дисциплины «Уголовное право» до начала итоговой государственной аттестации по данному предмету некоторые уголовно-правовые нормы могут кардинально измениться. Это обстоятельство влияет на уровень знаний  уголовного права, поскольку студенты самостоятельно не успевают отследить  все изменения в законе.

Дисциплина «Квалификация преступлений» является «генеральной репетицией» к итоговой государственной аттестации, поэтому изучается в последней (преддипломной) сессии. На лекционных и групповых занятиях преподаватели повторяют проблемные вопросы уголовного права и доводят до студентов все законодательные изменения.

Из этого следует, что изучение спецкурса «Квалификация преступлений» действительно необходимо в юридических высших учебных заведениях, особенно подведомственных МВД России, поскольку выпускники данных ВУЗов будут непосредственно сталкиваться на практике с квалификацией общественно опасных деяний. Учитывая, что при изучении данного спецкурса постигаются философские, логические, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и другие аспекты квалификации преступлений, данное обстоятельство говорит о полезности изучения этой дисциплины для будущих практических работников.

При всех положительных моментах преподавания дисциплины «Квалификация преступлений» хотелось бы отметить недостатки, которые можно устранить путем внесения изменений в тематические планы, предлагаемые ВУЗами МВД России.

Так, согласно рабочим учебным планам высших учебных заведений, на лекционные занятия отводится всего 30 академических часов, а на групповые занятия - 14. Хотя количество часов, отведенных для проведения групповых занятий, на мой взгляд, вполне достаточно, если их  целиком посвятить решению задач, направленных на квалификацию конкретных преступлений. В процессе решения задач студенты проходят все этапы квалификации общественно опасного деяния, описанного в условии, что в дальнейшем поможет им легко справиться с подобными случаями на практике.

Количество же лекционных занятий предлагается увеличить. Практический опыт проведения занятий по данной дисциплине и экспертный опрос преподавателей других ВУЗов показали, что студенты сами просят разъяснить на лекциях те или иные вопросы, которые они плохо усвоили, ввиду сложности, еще при изучении уголовного права. Поэтому приходится сокращать запланированные лекции для того, чтобы изучить темы, предлагаемые студентами. Это - негативное явление в учебном процессе, поскольку необходимые темы изучаются в усеченном варианте.

В связи с этим предлагается увеличить количество академических часов для проведения лекционных занятий по дисциплине «Квалификация преступлений» до 44. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы изучить теоретические основы квалификации преступлений и повторить проблемные моменты, плохо усвоенные студентами при изучении дисциплины «Уголовное право».

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Спецкурс «Квалификация преступлений» является необходимой дисциплиной  в учебном процессе по подготовке юристов-практиков. Количество лекционных занятий, проводимых в настоящее время по данному предмету, является явно недостаточным, в связи с чем предлагается его увеличить. Групповые занятия следует посвящать решению задач по квалификации преступлений как по Общей, так и по Особенной частям Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, необходимо уделить особое внимание самостоятельной работе студентов, поскольку она является главной формой их учебной деятельности. Именно она служит средством закрепления соответствующих умений и приобретения основанных на них навыков. Во время данного вида занятий следует проводить групповые и индивидуальные консультации.