Из реально существующих положительных результатов обучения, которые подтверждают теоретические исследования (Негневицкой Е.И., Шахнарович А.М., Блудовой П.П., Бахталиной Е.Ю. и других), а также наша десятилетняя практика, назову лишь следующие:
- Развитие коммуникативных функций детей, в том числе, умения общаться. Развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, способности к имитации и др.), развитие психических функций (речевого мышления, в том числе).
- Развитие речевого аппарата (овладение англоязычными звуками, которых нет в системе родного языка, способствует развитию и сохранению гибкости речевого аппарата детей) и развитие речи дошкольников в целом.
- Развитие мышления, так как в процессе изучения английского языка дети вольно или невольно анализируют, сравнивают его с родным языком, то есть непрерывно осуществляют мыслительный процесс.
- Обогащение словаря: расширение словарного запаса за счет усвоения англоязычной лексики, а также лингвострановедческого материала.
- Развитие таких психических процессов как внимание, память, задействованных при изучении английского языка.
Очень важно отметить, что таких результатов можно достигнуть только при грамотной организации процесса обучения.
В настоящее время является дискуссионным вопрос о методике преподавания английского языка дошкольникам: преимуществах различных методов, целях обучения (конечном результате), объеме и содержании знаний и умений как минимальном стандарте (уровне языковой и коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте). Нет единой образовательной программы по иностранному, в том числе, английскому, языку для дошкольников. Недостаток методического обеспечения в реализации процесса обучения обусловливает то, что некоторые преподаватели вынуждены проектировать программы обучения в конкретных дошкольных образовательных учреждениях.
Традиционно обучение английскому языку в детском саду реализует классно - урочную систему, а именно: проведение занятий 2-3 раза в неделю по 30 минут в специально отведенном для этого кабинете. Условия отдельных кабинетов по английскому языку не всегда предоставляют возможность интеграции его с различными видами детской деятельности, а также реализацию физической активности дошкольников на занятиях. Поэтому педагогам по АЯ приходится воздействовать, в основном, на слуховой анализатор, в то время как в дошкольном возрасте является природосообразным включение всех анализаторов в процесс обучения (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).
Кроме того, отсутствие единого образовательного пространства ввиду использования английского языка только в определенном кабинете ведет к формированию так называемых «кабинетных» знаний, которые дети зачастую не могут продемонстрировать в изменившихся условиях, в другой среде, даже в группе и на прогулках. Таким образом, детей «нагружают» невостребованными знаниями.
Подобная организация процесса обучения не способствует решению задачи, актуальной на современном этапе развития системы образования, а именно - задачи сохранения психофизиологического здоровья детей.
Реализуя, таким образом, социоцентрический подход, в рамках которого основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, не происходит ориентации на личность каждого ребенка. При подобной форме обучения дошкольников не уделяется также достаточного внимания становлению эмоциональных и духовных качеств личности.
В качестве альтернативы нами был выбран и реализуется гуманистический подход, основанный на идее, что в каждой личности изначально заложено стремление к полной самореализации. Знания и умения в сфере английского языка, таким образом, становятся не целью, а средствами развития и саморазвития личности (Н.А. Переломова, О.Л. Подлиняев). Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.
Для этого очевидна необходимость иной формы организации процесса обучения иностранному языку в детском саду. Особую практическую и теоретическую значимость для нас имела проблема моделирования здоровьесберегающего образовательного пространства внутри дошкольного учреждения: совокупности принципов, методов и приемов педагогической работы, которые дополняют технологию обучения английскому языку, наделяют ее признаками здоровьесбережения (Н.К. Смирнов, Е.Н. Дзятковская).
При разработке модели здоровьесберегающего пространства мы опирались на принципы экологической психологии и психологической дидактики, сформулированные В.И. Пановым, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным; учении о закономерностях психического развития Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина; теории формирования поэтапных умственных действий П.Я. Гальперина.
Нами было определено несколько условий, способствующих реализации поставленной задачи:
1. Уход от классно-урочной системы и организация языковой среды по обучению дошкольников английскому языку непосредственно в группах мы определили в качестве основного условия эффективного пути реализации технологии здоровьесбережения. Педагоги по английскому языку, участвуя в жизни детей, используют английский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, на детских праздниках.
2. Организация работы в соответствии с календарно-событийным циклом ДОУ. В этом случае дети получают возможность почувствовать иностранный язык в максимальном объеме, погрузиться в негокак в целостную систему. Это подразумевает усвоение разнообразной лексики, многих грамматических конструкций. Проведение традиционных английских праздников (Halloween, St. Valentine´s Day), а также участие в других праздниках, проводимых в ДОУ (например, во время проведения ежегодного Театрального фестиваля, помимо спектаклей на русском языке, мы готовим музыкально-театрализованные постановки на английском языке).
3. Обучение организуется на основе различных видов детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная, аудиальная. Включение различных видов деятельности (лепки, аппликации, рисования, пения и др.) и, соответственно, различных анализаторов, способствует более прочному усвоению материала.
4. Обучение детей английскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита в обеденном зале перед приемом пищи). Действия педагогов направлены на закрепление у детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами на английском языке. Таким образом, знания, полученные в процессе обучения английскому языку, дети постоянно реализуют на практике.
5. Педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по английскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала.
Созданные в нашем детском саду условия способствуют более легкому и интересному овладению дошкольниками английским языком. Хочется отметить, что дошкольный возраст является сензитивным в овладении иностранным языком, поэтому создание подобных условий именно в этот возрастной период является наиболее эффективным.