Рассмотрение НШ в сциально-психологическом аспекте предполагающее её понимание как объединение учёных, организованных и связанных общим представлением предмета или проблемы - одно из важнейших направлений науковедения. НШ выступает как особого рода организация учёных, как своеобразное социальное образование, обладающее определённой структурой, возникающее в определённых социально-исторических условиях, развивающееся и живущее по своим законам, переживающее расцвет и упадок. Это социальный организм, возникающий в среде себе подобных и ведущий борьбу за выживание и самоутверждение.
НШ часто рассматривается как обычный социальный институт в ряду других, какими, в частности, являются религиозные, хозяйственные или политические объединения. Выделяют несколько источников влияния, власти, которые лежат в основе существования социальных союзов: харизма, традиция, закон. Харизма - внеповседневные качества человека, превосходящие обычные и воспринимающиеся как сверхъестественные. Традиция - основана на вере в привычное, незыблемость устоев и необходимость их сохранения. Закон - рационально установленная общая норма поведения. Всякая НШ основана на авторитете истины, носителем которой выступает её основатель, учитель. И от того, какими качествами он обладает, в значительной степени зависит успех провозглашаемой им истины. Поэтому без харизмы здесь не обойтись. Более того, создание харизмы - важнейшая задача основателя. Решение её предполагает установление определённой дистанции между учителем и учащимися, последователями. Эта дистанция задаётся теми отношениями, которые существуют между ними - один учит, другой учится, то есть принимает на веру или доверительно внимает сообщаемому. В этой ситуации можно говорить о НШ, и отношения будут сохраняться до тех пор, пока учитель демонстрирует своё превосходство.
Итак, первый тип НШ имеет в качестве главы яркую личность с претензией на гениальность, действительную или предположительную. Стремление к экстравагантности - её отличительная особенность. Ученики стремятся к предводителю как мотыльки на свет. Среди таких основателей встречаются самые разные люди: от научных пророков до шарлатанов; от тех, кто жертвует всем для науки и поиска истины до тех, кто любит не науку, а себя в науке.
Во главе НШ второго типа стоит человек, к которому тянутся как к отцу родному и который действительно проявляет себя соответствующим образом. Он может быть строгим, но справедливым, заботливым, но требовательным, мягким, но настойчивым. НШ он создаёт как рачительный хозяин. Такие НШ могут жить долго, несколько поколений учёных. Передача полномочий происходит либо в результате руковозложения патриарха, либо в результате победы хитрейшего в ходе интриг или сильнейшего в ходе открытой борьбы, либо по всеобщему соглашению. Сохранение устоев, культивирование и толкование основных понятий, постоянное стремление к распространению идей создателя - главная задача такой школы.
Третий тип руководителя НШ - организатор, руководитель кафедры или научного подразделения, который в силу своего положения обязан вести преподавательскую деятельность или научное руководство, независимо от того способен он к этому или нет. Учёным, как и учителем, признаётся каждый, кто занимает соответствующее социальное положение. Такая НШ существует как социальный институт - учебная кафедра, научное подразделение или научный институт. Люди, приходящие в эту систему, обязаны преподавать, пропагандировать и разрабатывать идеи данной НШ в силу того положения, которое они занимают, в силу задач, которые поставлены перед данным учреждением. НШ становится социальной технологией воспроизводства определённого способа мышления, машиной, воспроизводящей саму себя, независимо от желаний, воли, научной квалификации людей, которые её обслуживают.
Таким образом, три типа НШ можно рассматривать и как три стадии полного цикла развития НШ, который начинается с харизматической стадии и заканчивается институциональной. Описанная классификация может быть использована для оценки состояния и перспектив развития современных НШ.