Объем конкретных интеллектуальных знаний, умений и навыков, заложенных в «Типовую программу», Государственным стандартом, системой дополнительного образования детей, реализуемый педагогами, родителями, в настоящее время преобладает над проведением системых, качественных оздоровительных мероприятий, развитием двигательной, игровой сферы. В то время, когда именно развитие и формирование данных, природосообразных для дошкольного периода сфер, является базой для успешного психического развития, в том числе и развития высших психических функций у ребенка в интеллектуальном плане.
Хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что в законе РФ «Об образовании» от 22.08.2004 № 122-ФЗ, ст. 18 говорится о том, что родители являются первыми педагогами, и что сеть дошкольных учреждений действует именно в помощь семье. И нельзя не отметить, что интерес родителей к самому процессу обучения детей значительно возрос.
В сложившейся ситуации удачным решением стало бы создание сбалансированной развивающей системы в виде обучающего пособия надпредметного содержания, которое бы позволяло педагогически грамотно организовать процесс овладения детьми общеучебными умениями при ведущей деятельности как родителей, так и начинающих педагогов.
На данном этапе сформировано содержание дополнительного образования по формированию общеучебных умений. Научный руководитель работы и рецензент, зав. кафедры охраны здоровья и экологической безопасности УВП Института повышения квалификации работников образования г. Иркутска, профессор Е.Н. Дзятковская. Апробация пособия ведется в рамках кандидатской диссертации, соискательской работы автора статьи в МДОУ г. Иркутска № 159, 72, 54 .
Главная идея исследования по формированию общеучебных навыков опирается на роль старшего дошкольного возраста в процессе формирования новообразований произвольности психических процессов. При обучении в совместной ребенок-взрослый деятельности, используются когнитивные и двигательные методы, структурированы с учетом их взаимодополняющего влияния.
Методологически содержание пособия опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе ( теории о трех функциональных блоках мозга А.Р. Лурия), на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации, на принцип замещающего онтогенеза А.В. Семенович, Б.А. Архипов., теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
В методической основе использованы адаптированные к старшему дошкольному возрасту варианты базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных психотехник.
Особое внимание уделено формированию общеучебных навыков с применением личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми (освоению обобщенными способами учебной, познавательной, коммуникативной, творческой, практической деятельности, и получение ребенком опыта этой деятельности). Рассматривается возможность развития высших психических функций как основы для формирования общеучебных умений.
Учебное пособие «Детская академия. Капелька по имени Кап» представлена в 3 частях, методическими рекомендации для педагогов и родителей, аудиоматериалом. Разделы построены с учетом развивающего эффекта, поэтапности формирования у детей умственных действий. Процесс обучения построен на активизации сенсомоторного уровня мозговой деятельности. Приёмы оптимизации систем саморегуляции, увеличение их устойчивости к стрессам, рефлексии, развивающей креативное и логическое мышление, способствуют повышению адаптивных и когнитивных показателей.
Сбалансированность методов и приемов позволяет обеспечить безопасный, экологический характер процесса обучения. Выбранная стратегия позволяет активизировать потенциал каждого ребенка с учетом закономерностей развития, сензитивности периода старшего дошкольного возраста, природосообразности предъявляемого содержания. Использование занятий по пособию в учебно-воспитательном процессе как детского сада, так и семьи, способствует гуманизации целей и принципов, то есть становлению ребенка как личности, равности его базовых возможностей в освоении мира с другими, обеспечению чувства психологической защищенности, развитию индивидуальности, предупреждению возможных тупиков личностного развития. Планируемые результаты позволяют гарантировать достижения каждому ребенку в соответствии с рекомендательно-нормативными документами, государственным стандартом.