Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. В связи с этим у нас возникла необходимость социально - педагогического мониторинга состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов, поступающих в Волжский политехнический институт.
Цель исследования - выявить динамику состояния здоровья студентов 1 курса с 2005 по 2009 гг. Объект исследования - студенты 1 курса Волжского политехнического института.
Методы исследования:
- обработка данных из первичной отчетной документации («медицинская карта студента»);
- социологический опрос (осуществляется по анкетам);
- статистическая обработка материала;
- сравнительный метод.
На протяжении 5 лет нами проводился мониторинг состояния здоровья студентов первокурсников. Наблюдения проводились по следующим показателям:
- весоростовым;
- функциональным;
- информированности о здоровье и физическом развитии.
Анализ полученных данных показал, что современные студенты имеют явные, а иногда скрытые проблемы со здоровьем, недостаточно ими осознаваемые. Мало информированы о взаимосвязи здоровья с физическим уровнем развития, значении здорового образа жизни для будущего специалиста и просто человека. Социологический опрос, проведенный по анкетам показал, что число студентов, которые курят изменилось с 11,4% до 18%, занимающихся физическими упражнениями и зарядкой с 20,5% до 16,1%, посещающих спортивные секции с 10,2%до 6,8%, занимающихся бегом, трусцой с 4% до 2,5%, соблюдающих режим дня с17,8% до 15%, следящих за своим питанием с 14,5% до 12,6%, регулярно консультирующихся с врачом с 8,3% до 7,5%. Судя, по анкетам причина вредных привычек у студентов - стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенность быта и досуга, отсутствием нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при такой интенсивной работе, какой является усвоение современных учебных программ. Кроме того на состояние здоровья влияют и экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, а так же негативное изменения в духовном и материальном потенциале семьи.
Таким образом, состояние здоровья студенчества является проблемой, требующей комплексного рассмотрения во взаимосвязи с факторами окружающей среды, степенью социально-экономического развития, особенностями образа жизни и отношением к своему здоровью. Для реализации задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов для нормирования учебной деятельности. Хочется отметить, что антропометрические показатели достаточно полно характеризуют уровень морфофункционального развития, а также состояние структурных и обменных процессов в организме, что позволяет прогнозировать уровень физического здоровья.