Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Введение

В настоящее время всерьез говорят о педагогических информационных технологиях, которые представляют собой синтез педагогических и информационных технологий, такую реорганизацию дидактического процесса, которая невозможна без применения современных информационных систем. Информатизация сложных педагогических систем, в том числе физического воспитания студентов, немыслима без информационного обеспечения, под которым понимают поддержку человеческой деятельности средствами информации, отобранной по качеству, рациональности и продуктивности. Применение информационных технологий позволяет повысить эффективность тренерско-педагогической деятельности, однако ее современное состояние представляет собой эклектические соединения старого и нового, субъективного с объективным, ручного труда с компьютерным. Проблема исследования заключается в вопросе: каким должно быть информационное обеспечение физического воспитания студентов, чтобы оно стало значимым фактором эффективности педагогического управления и реализации научно-образовательного потенциала физической культуры?

Результаты исследования

Информационное обеспечение физического воспитания студентов включает в себя три компонента (табл. 1). Нормативная составляющая предназначена для организации системы физического воспитания студентов в образовательном учреждении, ее основная функция - целеполагающая. Научно-методическая составляющая представляет собой связующее звено между наукой и педагогической практикой. Ее важнейшие функции - создание оптимальных условий проведения дидактического процесса и вооружение педагога технологическим инструментарием для ведения научно-методической и практической (тренерско-педагогической) деятельности. Технологическая составляющая представляет собой инструментарий реализации педагогических информационных технологий физического воспитания студентов. Необходимо различать, с одной стороны, учебную и научно-методическую информацию, с другой стороны, информационное сопровождение тренерско-педагогического управления. Согласно кибернетическому подходу, педагог должен непрерывно получать информацию об учебно-тренировочной деятельности обучающихся для принятия верных решений и коррекции тренерско-педагогического управления.

Результаты исследований, ранее проведенных авторами совместно с другими специалистами в области информатизации образования и физического воспитания, позволяют говорить о предпосылках информационного обеспечения педагогической деятельности. Основные достижения педагогической информатики: создание инновационных методик оценки обученности и автоматизированных систем перманентного многопараметрического контроля знаний студентов; создание и компьютерная реализация методики оценки физической культуры личности и здоровья студентов по линейной шкале; создание методик квалиметрической оценки деятельности педагога, научно-методического и технологического обеспечения дидактического процесса; разработка классификации применяемых показателей, методик количественного и качественного анализа социально-педагогических систем. Введем понятия "учет" и "аудит" в тренерско-педагогической деятельности. Аудит заключается в регистрации специальных данных о различных видах процессов, происходящих в сложной педагогической системе и так или иначе влияющих на результаты учебно-тренировочной деятельности обучающихся. Т.к. регистрационная информация является однородной, а ее объем достаточно велик (растет достаточно быстро), то ее проектируют в форме реляционной базы данных - системы отношений (таблиц). Данная система должна быть гибкой, но рекомендуемые отношения следующие (курсивом выделены ключевые поля):


  • R1=Базовая_информация_об_обучающемся(Номер_зачетной_книжки, Номер_группы, ФИО, Дата_рождения);
  • R2=Перенесенные_заболевания(Номер_зачетной_книжки, Код_заболевания, Наименование_заболевания);
  • R3=Спортивные_достижения(Номер_зачетной_книжки, Вид_спорта, Квалификация);
  • R4=Базовая_информация_о_занятии(Номер_группы, Номер_занятия, Дата_занятия, Вид_занятия);
  • R5=Средства_физического_воспитания
    (Код_упражнения, Наименование_упражнения, Тип_упражнения, Единица_измерения_результата);
  • R6=Деятельность_обучающегося(Номер_зачетной_книжки, Номер_занятия, Код_упражнения, Результат);
  • R7=Учебно_методическая_информация(Вид_информации, Место_хранения);
  • R8=Количественные_показатели(Код_переменной, Наименование_переменной, Единица_измерения);
  • R9=Связь_между_переменными(Код_переменной_родителя, Код_переменной_потомка);
  • R10=Результаты_деятельности(Номер_зачетной_книжки, Код_переменной, Численное_значение).

Таблица 1.Составляющие информационного обеспечения физического воспитания

№ п/п

Составляющие

Наименование

Компоненты

1.

Нормативная

  1. Госстандарт и регламентирующие документы, отражающие требования к системе физического воспитания студентов.
  2. Рабочие программы и технологические карты (календарно-тематические планы) учебно-тренировочных занятий.
  3. Планы спортивных мероприятий и программы работы секций.
  4. Утвержденные нормативы и требования к физической подготовленности обучающихся.
  5. Документация, отражающая деятельность кафедры.

2.

Научно-методическая

  1. Учебно-информационные комплексы, банк научной и учебно-методической информации.
  2. Методы научных исследований и программные средства их реализации.
  3. Методы количественной оценки результативности учебно-тренировочного процесса и его факторов
  4. Модели дидактического процесса.

3.

Технологическая

  1. Базы данных об учебно-тренировочной деятельности преподавателей и студентов.
  2. Педагогические программные продукты и информационные системы универсального назначения.

Нами предложены требования к информационному обеспечению физического воспитания студентов (табл. 2).

Формирование информационного обеспечения физического воспитания студентов неразрывно связано с педагогическими информационными технологиями, проектирование и применение которых должно: обеспечить формирование знаний и двигательных умений обучающихся, а также развитие их физических качеств и укрепление здоровья; содействовать внедрению инновационных педагогических технологий для активизации учебно-тренировочной и научно-познавательной деятельности обучающихся; способствовать совершенствованию организационных форм занятий и повышению эффективности учебно-тренировочной деятельности, полному использованию образовательного потенциала физической культуры; обеспечить вариативность, адаптивность и дуальность дидактического процесса в соответствии с личностными свойствами обучающихся и педагогов; оптимизировать обратную связь в тренерско-педагогическом управлении, обеспечить перманентный многопараметрический контроль и многофакторную диагностику учебно-тренировочного процесса; создать прочную мотивационную основу обучения и физического развития посредством интерактивных форм представления учебной информации, объективной оценки и анализа результатов учебно-тренировочной деятельности.


Таблица 2. Требования к информационному обеспечению

№ п/п

Группы
требований

Требования

1.

Психолого-педагогические

  1. Единство форм обучения, воспитания и саморазвития
  2. Активизация учебно-тренировочной деятельности и рефлексии
  3. Единство и сотрудничество в дидактическом процессе
  4. Учет индивидуальных особенностей обучающихся

2.

Методические

  1. Адекватность дидактических и компьютерных технологий
  2. Соответствие научного содержания и структуры учебно-методической информации
  3. Структурированность содержания
  4. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания
  5. Вариативность и модифицируемость
  6. Функциональность и информативность
  7. Соответствие содержания используемых педагогических программных продуктов потребностям практики физического воспитания
  8. Структурное единство физического воспитания и его профессиональной ориентированности
  9. Простота квалиметрической оценки факторов и результатов учебно-тренировочного процесса

3.

Общедидактические

Наглядность, доступность, последовательность и систематичность

4.

Технологические

Интерактивность, адаптивность, мобильность и модифицируемость

Педагогические информационные технологии физического воспитания студентов являются гибкими системами, но они должны включать такие обязательные составляющие, как тренерско-педагогическую практику и научно-методическую деятельность педагога, автоматизированный многопараметрический контроль, диагностику и прогнозирование учебно-тренировочной деятельности обучающегося, формирование информационного обеспечения дидактического процесса, принятие тренерско-педагогических решений, анализ и коррекцию учебно-тренировочной деятельности обучающихся. Формирование информационного обеспечения, в свою очередь, предполагает разработку учебно-информационных комплексов для поддержки процесса формирования знаний студентов в области физической культуры, учет, аудит и анализ результатов дидактического процесса, а также создание методик количественной оценки здоровья и физической культуры личности студентов.

Научно-исследовательская и тренерско-педагогическая деятельность невозможны без моделирования объектов и процессов, вовлеченных в сферу деятельности. Математическое моделирование в сфере физической культуры возможно на основе классификации моделей. Проведенные ранее исследования подтвердили возможность создания математических моделей исследуемых объектов в сфере физической культуры.