Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Нервная и сердечно-сосудистая системы занимают особое положение в организме человека и большинства животных как интегративные системы, хотя функционирующие, на первый взгляд, по-разному. В действительности гуморальный (гидродинамический) механизм работы, характерный для сердечно-сосудистой системы, лежит и в основе тока нервных («электрических») импульсов - гидравлическая передача (посредством медиаторов) в межнейронных синапсах. Автономная нервная и лимфатическая системы (АНС, ЛС) связаны прежде всего с внутренними органами и достигают наибольшего относительного развития у насекомых. Их сердечно-сосудистая система не участвует в дыхании, а узловатая нервная система обслуживает внутренности. У позвоночных животных впервые появляется истинный мозг, причем из дорсальных нервных структур эктодермы, слабоорганизованных у беспозвоночных - в связи с ясным разделением мускулатуры на соматическую (скелетную), поперечно-полосатую (обеспечивает быстрые, целесообразные движения) и висцеральную, гладкую. Сосудистое русло позвоночных разделяется на кровеносную и лимфатическую части: для функционирования скелетных мышц необходим быстрый транспорт кислорода и углекислого газа, ускорение кровотока и увеличение кровяного давления сопровождаются утолщением и уплотнением сосудистых стенок, что затрудняет гемотканевой метаболизм крупнодисперсных частиц. Неслучайно, что принципиальные особенности строения АНС и ЛС определяются в их периферических частях, для АНС - в эфферентном звене.
  1. Специфичным органом АНС является автономный нервный узел (АНУ), где (за пределами мозга) находятся тела эффекторных автономных нейронов. АНУ в ЛС соответствует лимфатический узел (ЛУ) - его синусы погружены в лимфоидную ткань (котроль состава периферической лимфы за пределами дренируемых органов).
  2. АНУ разделяет эфферентные автономные нервные волокна на преганглионарные и постганглионарные. ЛУ разделяет экстраорганное лимфатическое русло на афферентные и эфферентные лимфатические сосуды, между ним находится сеть синусов - лимфатические пути не прерываются, а усложняются включением в состав их стенок лимфоидной ткани.
  3. Постганглионарные автономные нервные волокна лишены миелиновой оболочки, скорость распространения по ним нервных импульсов на 1-2 порядка ниже, чем в миелиновых нервных волокнах, что соответствует медленному, ритмичному течению процессов в висцеральных структурах. В стенках лимфатических капилляров отсутствует базальная мембрана, что значительно повышает их проницаемость для крупнодисперсных частиц, в т.ч. для липопротеидных комплексов (всасывание в тонкой кишке) и клеток.
    3а. В ЛУ разветвления афферентных лимфатических сосудов становятся синусами, утрачивая свои оболочки и базальную мембрану (вторичное «обнажение» стенок).
  4. Лимфатическое русло характеризуется сегментарным строением - множественные клапаны постоянно разделяют его на межклапанные сегменты с разным строением, которые организуют парциальный, толчкообразный лимфооток из органов. В основе нервной деятельности лежат рефлекторные дуги - цепочки нейронов, последовательно связанные между собой нервными синапсами, «клапанами», регулирующими ток нервных импульсов.
  5. Постганглионарные автономные нервные волокна образуют периартериальные сплетения, особенно в органах и вокруг них. Лимфатическое русло формирует коллатерали вен, очень часто - сплетения вокруг них, особенно в интраорганном отделе сосудистого русла.
  6. Лимфатическое русло возникает путем выключения из кровотока части коллатералей первичного венозного русла. Его корни, протокапилляры не имеют базальной мембраны эндотелия. Так что лимфатические капилляры в известной мере - это персистирующие протокапилляры, тогда как кровеносные капилляры приобретают базальную мембрану. В эти же сроки из ганглиозной пластинки, разделяющейся на зачатки чувствительных узлов, часть нейробластов мигрирует к закладкам внутренних органов, где появляются железы и гладкие миобласты, с закладкой АНУ. Поначалу все нервные волокна лишены миелиновой оболочки. Миелинизация нервных волокон, кроме автономных постганглионарных, наблюдается в эволюции у позвоночных и в онтогенезе человека после рождения в связи прогрессирующей активизацией двигательной активности тела.

Заключение

АНС и ЛС преимущественно ориентированы на внутренние органы и висцеральные структуры в соме, осуществляющие вегетативные функции, базовые для организма животных. Соматические органы образуют надстройку висцеральной базы - внутренности помещаются в полостях сомы, создающей им условия для функционирования. И в эволюции, и в онтогенезе кардинальное усложнение в строении нервной и сердечно-сосудистой систем прямо связано с развитием скелетной мускулатуры. ЛС и эфферентное звено АНС сохраняются в периферических частях сердечно-сосудистой и нервной систем как их висцеральные отделы, отстающие в развитии (персистирующие их предшествующее состояние) и обслуживающие «медленные» органы растительной жизни.