Проблема невынашивания беременности сохраняет свою актуальность в современном акушерстве, что обусловлено высокой перинатальной смертностью недоношенных детей, снижением рождаемости, а также нередким рождением неполноценного потомства. Этиология и патогенез невынашивания беременности изучены недостаточно, что объясняется сложностью и многообразием факторов, приводящих к преждевременному прерыванию беременности, а в 21,8 - 43,4% случаев не удается установить его причину. В последние годы возрос интерес к влиянию эссенциальных микроэлементов (МЭ) на репродуктивную функцию женщины и течение физиологической беременности, особенно на фоне усиливающегося экологического прессинга. При этом установлено, что во время беременности как мать, так и плод нуждаются в достаточном обеспечении их организма такими МЭ как железо, медь, селен, фтор, кобальт и цинк. И если вопросы физиологических эффектов МЭ изучены в достаточной степени, то значение таких МЭ как марганец и селен остаются до последнего времени не раскрытыми, равно как и корреляционные связи между электролитами и МЭ в плазме крови у женщин с невынашиванием беременности. Мало изучены даже физиологические основы взаимодействия макро- и микроэлементов, не говоря уже о возможных нарушениях этих корреляций в условиях патологии. Несомненный интерес представляет влияние дисбаланса биометаллов на состояние антиоксидантных систем организма, активация которых характерна для патогенеза невынашивания беременности.
В работе обследованы 136 женщин, из которых 30 составляли здоровые (небеременные), 60 - с нормально протекающей беременностью в I, II и III триместрах, 25 - с преждевременными родами (ПР) в период 33 - 36 недель, 21 - с выкидышем в период от 8 до 13 недель беременности. Возраст обследованных - 18 - 25 лет.
Селен в плазме крови был снижен во всех группах обследуемых в сравнении с к контролем. Правда, и контрольные значения представляются нам заниженными, поскольку O.Levander (1975) дает средние концентрации селена в цельной крови 2,6; 2,3 и 4,05 мкмоль/л соответственно для американцев, канадцев и англичан. Это вновь заставляет нас пристальное внимание обратить на ареал обитания (Сибирь и Крайний Север), где дефицит цинка может быть связан с дефицитом селена. Известно, что дефицит селена у человека способствует нарушению метаболизма токоферола в организме и возникновению гиповитаминозного состояния. Это связано с активным участием селена в обменных реакциях
SH-содержащих соединений (метионин-цистеин-глутатион), которые могут в свою очередь вовлекаться в ферментативное восстановление токоферола. Продолжительный селенодефицит сопровождается не только снижением активности глутатионпероксидазы, но и влечет за собой целый спектр ферментных нарушений.
Во время беременности появляются два новых для материнского организма аппарата управления. Деятельность первого из них направлена на сохранение беременности и осуществляется в основном за счет гуморальной регуляции. Сохранение беременности гарантирует существование появившейся с момента образования плаценты функциональной системы мать-плод (ФСМП). Второй регуляторный аппарат обеспечивает нормальное функционирование этой системы. Его нарушения приводят к расстройствам в этой системе и изменениям нейрогуморальных корреляций между ее основными элементами. Нарушения же первого аппарата гестационной регуляции ведут к прерыванию беременности, т.е. к гибели ФСМП. Обнаруженные нами изменения в содержании биометаллов у женщин с ПР и выкидышем могут являться одним из звеньев патогенеза такого рода нарушений и, соответственно, невынашивания беременности. Интегральной точкой приложения описанных изменений с большой долей уверенности можно назвать «окислительный стресс», при котором в организме развивается дефицит жирорастворимых витаминов-антиоксидантов А и Е в системах генерации и утилизации активированных кислородных метаболитов и продуктов перекисного окисления липидов. Мы считаем необходимым включить в этот перечень дисбаланс биометаллов, который определяется нами как системный вторичный микроэлементоз при невынашивании беременности. Мы сравнили динамику изучаемых биометаллов и АОА плазмы как аргумент в пользу нашего предположения о снижении антиоксидантного потенциала при невынашивании беременности и, соответственно, выраженном «окислительном стрессе». Показано, что низкий уровень этих селена и марганца в плазме крови коррелирует с низким уровнем антиоксидантной активности плазмы у женщин с выкидышем. Это как нельзя лучше согласуется с современными представлениями об участии ПОЛ в патогенезе патологии беременности, включая гестозы и невынашивание и дает возможность как профилактической коррекции, так и формирования прогностических признаков невынашивания беременности.