Согласно методическим указаниям по проведению НИР медико-экологического профиля при оценке экологического состояния учитывались следующие показатели: рождаемость, осложнения течения беременности, общая смертность, младенческая смертность, общая заболеваемость, врожденные пороки развития, новообразования у детей, болезни крови, щитовидной железы, психические заболевания.
Информация собиралась за 10-летний отрезок времени (1999-2009 гг.) по архивам бюро медицинской статистики департамента здравоохранения края. Анализ состояния здоровья населения осуществлялся по модифицированным нами методическим указаниям.
Первоначально выбирались 3 района края с минимальными значениями того или иного медико-демографического показателя (или максимальные для показателя рождаемости), определялись его средние значения за 10 анализируемых лет для каждого района и вычислялась средняя для трех районов. Она служила контрольным фоном. Затем определялись средние по аналогичным показателям в других районах края за 10 лет и сопоставлялись с фоновыми. В зависимости от различий фоновых и сравниваемых величин проводилась классификация того или иного района по экологической обстановке по разным медико-демографи-ческим показателям и их балльная оценка.
Превышение фоновых значений показателями младенческой смертности, врожденных пороков развития (ВПР) в 2 и более раза, новообразований и осложнений беременности в 2,5 раза и более, заболеваний щитовидной железы, крови, психических заболеваний на 30% и более, общей смертности на 30% и более, при показателе рождаемости на 30% и более ниже фоновых значений, общей заболеваемости более 1250 человек на 1000 жителей позволяло отнести рассматриваемый район к территории с катастрофической обстановкой по тому или другому из перечисленных медико-демографических показателей (5 баллов).
Превышение фоновых значений показателями младенческой смертности, ВПР в 1,5-2 раза, новообразований и осложнений беременности в 2-2,5 раза, заболеваний щитовидной железы, крови, психических заболеваний на 20-30%, общей смертности на 20-30, при показателе рождаемости на 20-30% ниже фоновых значений, общей заболеваемости 1000-1250 человек на 1000 жителей давало возможность отнести исследуемый район к территории с кризисной обстановкой по тому или другому из перечисленных медико-демографических показателей (4 балла).
Превышение фоновых значений показателями младенческой смертности, ВПР 1,3-1,5 раза, новообразований и осложнений беременности в 1,5-2 раза, заболеваний щитовидной железы, крови, психических заболеваний на 10-20%, общей смертности на 10-20%, при показателе рождаемости на 10-20% ниже фоновых значений, общей заболеваемости 750-1000 человек на 1000 жителей давало возможность отнести исследуемый район к территории с критической обстановкой (3 балла).
Превышение фоновых значений показателями младенческой смертности, ВПР 1,1-1,3 раза, новообразований и осложнений беременности в 1,3-1,5 раза, заболеваний щитовидной железы, крови, психических заболеваний менее чем на 10%, общей смертности менее чем на 10%, при показателе рождаемости менее чем на 10% ниже фоновых значений, общей заболеваемости 500-750 человек на 1000 жителей разрешало отнести данный район к территории с напряженной обстановкой по тому или другому из перечисленных медико-демографических показателей (2 балла).
На завершающем этапе при подготовке интегральной карты, характеризующей обстановку в области по состоянию здоровья населения, рассчитывался средний балл для каждого административного района.
В результате создания заключительной карты появляется возможность впервые обратить внимание органов здравоохранения на стремительное развитие в крае так называемых "маркерных заболеваний", против которых ранее (7-12 лет назад) в должной мере не разрабатывались новые эффективные меры лечения и профилактики с учетом экологического фактора в их возникновении.
Техногенное преобразование ландшафтов территории привело к искажению биогеохимической палитры окружающей среды. Следствием этого явился рост уровня ВПР, новообразований, болезней крови, щитовидной железы. Эти нозологические формы прогрессируют в результате депонирования (данные ВОЗ 1991 г.) в организме матери и ребенка микроэлементов в неадекватных количествах (остатки пестицидов, удобрений и пр.). Ксеногенная интоксикация населения, безусловно, отягощается общими социально-экономическими "перестройками", ухудшающими естественную резистентность человека.