В реалиях сегодняшнего дня образование в сфере физической культуры продолжает осуществляться в утилитарной традиционно представленной системе физического воспитания, которое, на наш взгляд, недостаточно полно отвечает главной целевой установке образования - способствовать становлению личности.
Исследование состояния вопроса образования в сфере физической культуры (физическое воспитание) по данным литературных источников, личных наблюдений и публикаций, бесед с ведущими педагогами и специалистами в сфере физической культуры, подтверждает ранее сложившееся мнение и выдвигает в качестве первоочередных, необходимость придания традиционному физическому воспитанию статуса физкультурного образования.
Считаем, что физкультурное образование должно отражать комплексное освоение человеком внешнего (социальных явлений, духовности) и внутреннего мира (биологической природы, телесности) в смысле его формирования и развития как личности.
В этой связи видится целесообразным рассмотреть существующие функции физкультурного образования как основополагающий момент формирования личности в двух основных направлениях: общекультурные, социальные функции, отражающие связь физкультурного образования с другими социальными явлениями и видами культуры; специфические функции, обеспечивающие связь внутри самого физкультурного образования.
К первым мы относим нравственно- мировозренческие, культурологические, эстетические, ценностно- ориентационные, нормативные, информационные, социализирующие, коммуникативные функции; ко вторым обучающие, воспитывающие, развивающие и оздоровительные функции.
Выделение нравственно- мировоззренческих функций обусловлено высокой значимостью научного мировоззрения и нравственности во всех сферах жизни и деятельности человека, в повышении его общей культуры, и как следствие, культуры общества.
Мировоззрение, как устойчивое состояние личности, предусматривает единство их применения в различных сферах, связанных с образовательной и повседневной деятельностью. Формируемая в процессе присвоения ценностей физической культуры диалектическая осмысленность действительности, на основе глубоких и научных знаний, сопряженных, в частности, с естественными науками, позволяет активизировать личность к реализации собственных взглядов и убеждений в практику жизни и деятельности.
Нравственность личности есть отражение в ней норм и правил поведения, особенностей отношений личности в различных сферах деятельности, предписываемых моралью. Моделирование в процессе освоения физкультурного образования различных ситуаций по нравственному воздействию обеспечивает сформированность норм общественной морали, нравственного, волевого и ответственного поведения в интересах личности и общества.
Культурологические функции отражают потребность общества и личности в сохранении и распространении высших ценностей мировой и отечественной культуры. Реализация культурологических функций связана с эстетическим воспитанием личности, предусматривающее формирование потребности и желания следовать прекрасному на основе совершенствования телосложения, физических качеств, их структурных компонентов, двигательных умений и навыков за счет собственного физического совершенствования. Суть эстетических функций физкультурного образования заключается в удовлетворении потребностей личности в сформированности эстетических идеалов и вкусов, качеств и способностей, отражающих отношение их к физической и общей культуре; своему личностному состоянию (телесному и духовному), двигательной подготовленности, физкультурным отношениям с позиции красоты.
Ценностно-ориентационные функции характеризуют направленность личности на освоение всей совокупности ценностей физической культуры: интеллектуальных (сформированность знаний), двигательных (физические качества, двигательные умения и навыки), организационно- педагогических (умение и навыки организации физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой деятельности), потребностно- мотивационных (мотивы, желания, потребности заниматься физкультурной деятельностью). Особенностью успешной реализации этой группы функций физкультурного образования является осознанность личностью ценностей «для себя», оздоровления, совершенствования и самосовершенствования.
Нормативные функции физкультурного образования состоят в том, что в его содержании, в связи с практикой использования его в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, - нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и тому подобное. Такого рода нормы являются как бы эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие, а вместе с тем и ориентирами на пути дальнейшего совершенствования.
Говоря об информационных функциях физкультурного образования, имеем в виду его роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения. Материальные, духовные и художественные ценности, создаваемые в области физической культуры являются носителями существенной информации, прежде всего о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств. На основе присвоения ценностей физической культуры развиваются различные отрасли знания, воплощающие важную научную информацию, что в свою очередь является источником новых фактов и закономерностей. Также следует отметить роль информационных функций физкультурного образования в установлении взаимосвязей с иными науками и отраслями знаний о человеке и обществе, воздействии на ментальность через средства массовой информации.
Социокультурные функции проявляются в обеспечение физкультурным образованием становления социализированности личности; сформированности характерных черт, качеств и свойств, которые определяются занимаемым социальным положением и оказываются, необходимо востребованы социумом. При этом процесс социализации будет успешным при активной включенности личности в физкультурное образование, исполнении в нем различных социальных ролей и осознания себя в этих ролях.
Коммуникативные функции физкультурного образования отражают возможность удовлетворения личностной и общественной потребности в общении, установлении и поддержании межличностных взаимоотношений в процессе и через процесс использования ценностного потенциала физкультурного образования.
Специфические функции физкультурного образования в целом заключаются, прежде всего, в его свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности личности в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья, обеспечить физическую дееспособность.
В ряду специфических функций физкультурного образования, следует, в частности, различать:
- обучающие функции, которые находят наибольшее выражение в систематическом формировании и совершенствовании комплекса жизненно и физкультурно - необходимых двигательных умений и навыков, знаний о ценностях физической культуры и возможностях их направленного использования для совершенствования и самосовершенствования человека в его физическом и духовном аспектах; воспитании личностных и физических качеств и связанных с ними способностей; становление социально корректного поведения для установления межличностных взаимоотношений и общения;
- воспитывающие функции, обеспечивают реализацию потенциала физкультурного образования в разностороннем и комплексном воспитании присущих личности жизненно и социально- необходимых двигательных способностей, личностных свойств и качеств психики, позитивных черт характера;
- развивающие функции характеризуют направленность физкультурного образования на становление оптимального физического развития личности, становление основных психических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и включенность в личностно и социально значимые виды деятельности;
- оздоровительные функции физкультурного образования способствуют гармоничному и оптимальному соотношению физического, духовного и социального здоровья личности, поддержанию на необходимом уровне работоспособности, восстановлению временно или частично утраченных функциональных возможностей организма.
Результатом реализации функций физкультурного образования является, образно говоря, некая, «новообразованность», в которой распространенны ценности общей и физической культуры. Будучи приняты личностью и спроецированы на повседневную практику общественной и физкультурно-спортивной деятельности, эти ценности составляют характерную «картину», во-первых, физической культуры личности и, во-вторых, дополняют содержание базовых компонентов её общей культуры.