Сегодня в образовательный процесс активно внедряются новые для России методы, способы преподавания и оценки качества полученных знаний. В разговорах граждан России не теряют актуальности две больших темы, касающиеся образования: ЕГЭ и Болонский процесс. Эти темы много и плодотворно обсуждаются на встречах различного уровня и в СМИ. Люди, непосредственно связанные с процессом обучения школьников и студентов довольно пессимистично относятся к данным нововведениям в учебный процесс. Конечно, идея Европейского образования достаточно интересна, но на кого будет работать это образование? Болонский процесс предполагает вывод квалифицированных работников на международный уровень. Хорошо ли это для России. Мы уже забыли термин "утечка мозгов"? Пора вводить понятие "утечка рабочих рук". Ведь этот процесс идёт и может стать необратимым. В истории был пример, когда Япония посылала своих граждан на учёбу и на работу в другие страны. Эти люди вернулись в свою страну и стали высококвалифицированными инженерами, технологами, рабочими. Это те люди, которые создают товар, продукцию. За очень короткое время страна вышла на новый производственный уровень и из отсталой полуфеодальной страны превратилась в одну из ведущих промышленных держав мира. Неужели мы надеемся, что жители нашей страны, уехав в Германию, Швецию, Францию и поработав в этих странах, получив необходимые профессиональные навыки, вернутся в Россию. В чём заключаются стратегические планы развития нашей страны? Неужели в привлечении на наши предприятия иностранных высококвалифицированных рабочих. А на каких условиях? И на каком языке они собираются общаться в социуме? Итак - первая проблема: потеря страной подготовленных высококвалифицированных специалистов международного уровня. Проблема следующего уровня состоит в языковой подготовке таких специалистов. Во многих европейских странах государственными являются несколько языков и все они международные - английский, немецкий, испанский. При этом жители этих стран не имеют практически никаких трудностей в перемещении из одного государства в другое. В России также многие жители говорят на родном языке и русском, но бурятский, чувашский и другие языки, мягко говоря, не востребованы в Европе. Поэтому проблема изучения английского языка стоит весьма остро. Проблема академической свободы в процессе обучения также весьма актуальна. Реально очень немногие студенты могут позволить себе обучение, стажировку, прохождение практики за рубежом. Честно говоря, автор плохо представляет обучение в течение одного семестра 30 студентов-машиностроителей из Читы или Якутска в Лондоне или Париже. Читинский государственный университет, являясь экспериментальной площадкой по внедрению положений Болонской Декларации, активно внедряет бально-рейтинговую систему. Однако накопление баллов и кредитов за посещение занятий вряд ли отражает истинные знания студентов. При этом большинство студентов приходит в вуз за дипломом, а не за знаниями и выбор преподавателя при индивидуальном образовательном маршруте наши студенты будут осуществлять по критерию минимизации требований. При этом наши преподаватели имеют не по 7-10 студентов, а по 20-30. В противном случае университет не выполнит аккредитационные показатели и не получит лицензии. Ситуацию усугубляет тот факт, что набор в вузы осуществляется из абитуриентов, родившихся в депрессивный исторический период и, следовательно, никакого качественного отбора студентов нет. Реальным на сегодняшний день мы имеем тот факт, что ЕГЭ дал возможность абитуриентам уехать в Москву, Петербург и большинство из них не вернулось в регионы. Возможно, Болонский процесс позволит лучшим выпускникам вузов уехать за рубеж и производить там товары, которые будут поставляться в Россию.