Соответственно мониторинговая оценка страховщиков, действующих в системе обязательного социального страхования, должна включать качественные и количественные показатели макро-, мезо- и микроуровней. Вместе с тем, необходимо отметить, что в качестве основополагающего индикатора обозначенной выше мониторинговой оценки нами принят уровень страхового потенциала, предполагающий создание оптимально благоприятных условий для снижения социального риска. Выбор в качестве интегрального индикатора мониторинговой оценки именно этого показателя обусловлен его содержательной стороной, заключающийся в том, что он предполагает наличие материальных и духовных, природных и человеческих ресурсов, как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех, которые могут быть использованы для приращения экономической мощи, установления и укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня и качества жизни населения отдельно взятой территориальной единицы посредством использования страховых механизмов защиты от социальных рисков. Исходя из этого представленная ниже методика интегральной обобщающей оценки деятельности страховщиков в системе обязательного социального страхования основана на расчете 5 групп показателей, в определенной степени отражающих влияние на них объективных и субъективных факторов. Объективные факторы, в первую очередь, заданы региональными отличиями, проявляющимися в их экономико-географическом положении, своеобразии природных условий, обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, менталитете населения, а также типе и уровне хозяйственной и социальной освоенности. Субъективные факторы - целенаправленной деятельностью различных структур, в основном государственных и муниципальных органов власти и управления, оказывающих влияние на развитие региональной системы обязательного социального страхования.
В результате в качестве критериев оценки влияния обозначенных выше факторов приняты показатели степени благоприятствования региональной политики для обеспечения перспективного развития системы обязательного социального страхования и показатели, оценивающие достигнутый уровень страховой защиты населения от социальных рисков:
1. Индекс социально-экономического потенциала ( ):
,
где - индекс валового регионального продукта на душу населения:
;
- индекс соотношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума:
;
- индекс среднедушевых доходов населения:
.
2. Индекс трудового потенциала ( ):
,
где - индекс экономически активного населения в человеческом потенциале:
;
- индекс экономически активного занятого населения в структуре экономически активного населения:
;
- индекс стоимости рабочей силы в структуре валового регионального продукта:
.
3. Индекс потенциала системы социального страхования ( ):
,
где - индекс застрахованных граждан в человеческом потенциале:
;
- индекс расходов на обязательное социальное страхование в расчете на одного застрахованного:
;
- индекс санаторно-курортного лечения:
.
4. Индекс потенциала системы здравоохранения ( ):
,
где - индекс обеспеченности больничными койками:
;
- индекс обеспеченности врачами:
;
- индекс заболеваемости занятого населения:
.
5. Индекс потенциала пенсионного обеспечения ( ):
,
где - индекс замещения:
;
- индекс пенсионной нагрузки:
;
- индекс соотношения среднего размера назначенных месячных пенсий и прожиточного минимума пенсионера:
.
На основе приведенных выше показателей определяется обобщающий интегральный индекс комплексной оценки деятельности страховщиков в системе обязательного социального страхования в регионе:
Для более наглядной характеристики полученных результатов мониторинговой оценки целесообразно провести структурную группировку по уровню имеющегося потенциала с выделением следующих групп:
- Регионы с низким потенциалом (от 0 до 0,3);
- Регионы со средним потенциалом (от 0,3 до 0,7);
- Регионы с высоким потенциалом (от 0,7 до 1).
Приведенные показатели могут применяться для сравнения эффективности страховой защиты от социальных рисков и качества управления внебюджетными фондами различных административно-территориальных образований во временном промежутке (квартал, год, ряд лет).
Подводя итоги следует отметить, что предлагаемая методика позволит:
- Дать оценку финансового состояния и качества управления средствами внебюджетных фондов на уровне административно-территориальных образований в динамике как по годам, так и в сравнении с другими субъектами Российской Федерации.
- Выявить регионы с низкой эффективностью страховой защитой от социальных рисков и низким качеством управления финансовыми средствами, поступающими во внебюджетные фонды.
Следовательно, практическое использование данной методики будет способствовать повышению эффективности управления социальными рисками с одной стороны, и финансовыми ресурсами, с другой.