Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

TECHNIQUE OF THE COMPLEX ESTIMATION OF INSURERS´ ACTIVITY IN OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE SYSTEM IN THE REGION

Mukhamadieva E.F.
The article is devoted to the problem of decreasing social risks level in regions by means of carrying out complex assessment of insurers´ activity in obligatory social insurance system. The technique in question is based on calculation of a summary integrated index of insurance protection in obligatory social insurance system, which is based on monitoring assessment of regions´ levels of social and economic, labour potential, and also the potential of social and pension insurance system and public health services.
Построение социально-ориентиро-ванной модели рыночной экономики с принятым курсом децентрализации управленческих функций, сопровождающимся повышением взаимной субсидиарной ответственности государства, общества и хозяйствующих субъектов, предопределяет необходимость разработки и внедрения в страховую практику мониторинговой оценки страховщиков, действующих в системе обязательного социального страхования. Реализация поставленной задачи на региональном уровне предполагает формирование целевой комплексной программы мониторинга как специально организованной и постоянно действующей системы наблюдения, сбора, оценки и распространения информации, диагностики экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории региона и муниципальных образований, анализа тенденций развития и остроты региональных проблем в области страховой защиты от социальных рисков, подготовки рекомендаций по принятию обоснованных управленческих решений с учетом региональных интересов.

Соответственно мониторинговая оценка страховщиков, действующих в системе обязательного социального страхования, должна включать качественные и количественные показатели макро-, мезо- и микроуровней. Вместе с тем, необходимо отметить, что в качестве основополагающего индикатора обозначенной выше мониторинговой оценки нами принят уровень страхового потенциала, предполагающий создание оптимально благоприятных условий для снижения социального риска. Выбор в качестве интегрального индикатора мониторинговой оценки именно этого показателя обусловлен его содержательной стороной, заключающийся в том, что он предполагает наличие материальных и духовных, природных и человеческих ресурсов, как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех, которые могут быть использованы для приращения экономической мощи, установления и укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня и качества жизни населения отдельно взятой территориальной единицы посредством использования страховых механизмов защиты от социальных рисков. Исходя из этого представленная ниже методика интегральной обобщающей оценки деятельности страховщиков в системе обязательного социального страхования основана на расчете 5 групп показателей, в определенной степени отражающих влияние на них объективных и субъективных факторов. Объективные факторы, в первую очередь, заданы региональными отличиями, проявляющимися в их экономико-географическом положении, своеобразии природных условий, обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, менталитете населения, а также типе и уровне хозяйственной и социальной освоенности. Субъективные факторы - целенаправленной деятельностью различных структур, в основном государственных и муниципальных органов власти и управления, оказывающих влияние на развитие региональной системы обязательного социального страхования.

В результате в качестве критериев оценки влияния обозначенных выше факторов приняты показатели степени благоприятствования региональной политики для обеспечения перспективного развития системы обязательного социального страхования и показатели, оценивающие достигнутый уровень страховой защиты населения от социальных рисков:


 

1. Индекс социально-экономического потенциала ( ):

,

где  - индекс валового регионального продукта на душу населения:

;

 - индекс соотношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума:

;

 - индекс среднедушевых доходов населения:

.

2. Индекс трудового потенциала ( ):

,

где  - индекс экономически активного населения в человеческом потенциале:

;

 - индекс экономически активного занятого населения в структуре экономически активного населения:

;

 - индекс стоимости рабочей силы в структуре валового регионального продукта:

.

3. Индекс потенциала системы социального страхования ( ):

,

где  - индекс застрахованных граждан в человеческом потенциале:

;

 - индекс расходов на обязательное социальное страхование в расчете на одного застрахованного:

;

 - индекс санаторно-курортного лечения:

.

4. Индекс потенциала системы здравоохранения ( ):

,

где  - индекс обеспеченности больничными койками:

;

 - индекс обеспеченности врачами:

;

 - индекс заболеваемости занятого населения:

.

5. Индекс потенциала пенсионного обеспечения ( ):

,

где  - индекс замещения:

;

 - индекс пенсионной нагрузки:

;

 - индекс соотношения среднего размера назначенных месячных пенсий и прожиточного минимума пенсионера:

.

На основе приведенных выше показателей определяется обобщающий интегральный индекс комплексной оценки деятельности страховщиков в системе обязательного социального страхования в регионе:

Для более наглядной характеристики полученных результатов мониторинговой оценки целесообразно провести структурную группировку по уровню имеющегося потенциала с выделением следующих групп:

  1. Регионы с низким потенциалом (от 0 до 0,3);
  2. Регионы со средним потенциалом (от 0,3 до 0,7);
  3. Регионы с высоким потенциалом (от 0,7 до 1).

Приведенные показатели могут применяться для сравнения эффективности страховой защиты от социальных рисков и качества управления внебюджетными фондами различных административно-территориальных образований во временном промежутке (квартал, год, ряд лет).

Подводя итоги следует отметить, что предлагаемая методика позволит:

  1. Дать оценку финансового состояния и качества управления средствами внебюджетных фондов на уровне административно-территориальных образований в динамике как по годам, так и в сравнении с другими субъектами Российской Федерации.
  2. Выявить регионы с низкой эффективностью страховой защитой от социальных рисков и низким качеством управления финансовыми средствами, поступающими во внебюджетные фонды.

Следовательно, практическое использование данной методики будет способствовать повышению эффективности управления социальными рисками с одной стороны, и финансовыми ресурсами, с другой.