Н.В.Кузьмина определяет профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности, которая является мерой владения педагогом современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. В соответствии с содержанием профессиональной педагогической деятельности она предлагает модель компетентности, где самостоятельным элементом выступает рефлексия - процедура, включающая анализ мышления или деятельности, критическое отношение к ним и поиск новой нормы, что дает возможность человеку самостоятельно принимать решения. При этом другие элементы требуют знания механизмов рефлексии. Рефлексия, таким образом, входит в структуру профессиональной компетентности, а также является системообразующим фактором её формирования.
Рефлексивная компетентность, по определению С.Ю.Степанова, представляет собой профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности. Формирование рефлексивной компетентности - это проблема становления личности студента как субъекта профессионального и личностного развития.
Таким образом, целью нашего исследования явилось исследование рефлексивной компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов психологического факультета
Основной метод исследования: фигурный тест MFFT (Matching Familiar Figures Test) Дж. Кагана.
Исследование проводилось со студентами, которые были разделены на две группы: 1 - студенты психологического факультета, 2 - студенты непсихологических специальностей (филологического факультета и факультета физкультуры и спорта); по 43 студента в каждой. Испытуемый каждой группы проходил исследование в два этапа - предварительный (с двумя парами картинок) и основной (с 12 парами картинок из тестового материала), в ходе которого фиксировались показатели времени и точности поиска эталонного стимула среди переменных. Были проанализированы средние показатели времени (по всем «эталонам») и общее количество ошибок в каждой группе.
Нормативным критерием оценки типа реагирования как «импульсивного» или «рефлексивного» предстала группа индивидуальных показателей, где каждому из испытуемых группы был присвоен определенный ранг (по мере возрастания или снижения фиксируемых значений). По среднему времени поиска или присвоенному рангу испытуемым и количеству допущенных ошибок все испытуемые в каждой группе были подразделены на 4 подгруппы.
Во-первых, в каждой группе нами были выделены две подгруппы по показателю скорости ответов (испытуемые одной подгруппы дают ответы медленно, другой подгруппы - быстро)
Во-вторых, были учтены показатели точности (числа ошибок) в каждой группе. В результате определились следующие группы испытуемых:
- группа «рефлексивных» испытуемых - те, кто давали ответы медленно, но без ошибок;
- группа «импульсивных» испытуемых - те, кто давали ответы быстро и преимущественно неправильно;
- группа испытуемых, чьи ответы были быстрыми и в основном правильными;
- группа испытуемых, чьи ответы были медленными и преимущественно ошибочными.
Испытуемые первой группы в целом затрачивали больше времени на ответ в неопределённой ситуации, обнаружили преобладание рефлексивного типа реагирования по сравнению с испытуемыми второй группы. Рефлексивный тип реагирования характеризует стратегию поведения, предполагающую высокий уровень контроля своих познавательных процессов, саморегуляции испытуемых первой группы. Выраженность рефлексивности сказывается на стратегиях восприятия студентов психологов, на их понятийной сфере, развитии умозаключения: учитывается степень обоснованности гипотезы, решения принимаются обдуманно, что сокращает количество ошибок.
Испытуемые непсихологических специальностей показали больше импульсивных стратегий реагирования. Импульсивность проявляется в склонении студента в пользу любой гипотезы без учёта степени её обоснованности, в принятии необдуманных решений вследствие быстроты ответа без достаточного анализа, в эмоциональной легкости такого типа реагирования.
Таким образом, на основании полученных данных нам представляется возможным сделать следующие выводы:
- рефлексивные умения являются системообразующим фактором профессиональной подготовленности будущих специалистов в области психологии;
- факторы индивидуально-стилевой регуляции сказываются на стратегиях восприятия, на понятийной сфере и развитии умозаключения у студентов;
- студенты психологи более склонны к рефлексивному типу реагирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Учебное пособие. - М.: Издательство НПО «Модэк», 2003.
- Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя// Педагогика. 2006.- №9.- С. 55-61.
- Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность// Педагогика. 2006. - №3. - С.57-61.