Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Быстрая и частая смена социально-экономических и политических обстоятельств общественной жизни России конца ХХ века не только создает возможность для введения новшеств в системе образования, но буквально требует изменения содержания образования и способов организации образовательного процесса. А для этих новшеств необходима новая методология, базирующаяся на иных принципах, более созвучных особенностям современного взгляда на образование общества в целом и образования конкретного человека. И здесь, по мнению О.В. Санниковой, И.В. Меньшикова, более подходит появившееся в ХХ веке новое методологическое направление в науке - синергетика [1].

Синергетика, как практическая наука, получила широкое применение в экономике, технике, информатике. Интеллектуальные системы, подчиненные принципам саморазвития, легко обнаруживаются в образовании, поэтому сегодня активно обсуждается и начинает применяться новый синергетический подход к образованию. Синергетическое образование действует как стимулирующее интеллект, воображение, коммуникативные умения, оно - открытие себя или сотрудничество с самим собой или другими людьми. В этом формула успеха. Успеха не только каждого ученика и учителя, но и всей системы образования, когда в ходе увлекательнейшей работы над нужным тебе самому и окружающим тебя людям проектом происходит самообразование, саморазвитие, и, как результат, успешная самореализация в социуме и педагога, и воспитанника. Синергетическое образование - это образование, побуждающее к собственным поискам и открытиям. Галилео Галилей в свое время утверждал: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь открыть это в себе» [3].

С позиции синергетического подхода не только учитель, но и ученик стремятся работать в едином темпоритме, во взаимодействии, при котором становятся возможными процессы порождения знаний самим учеником, его активное продуктивное творчество. Обучение становится интерактивным, а образование заключается в открытии себя или сотрудничество с самим собой и с другими людьми. Главное - овладение учащимися способами пополнения знаний и быстротой ориентации в разветвленной системе знаний, способами самообразования

Сегодняшний ученик - пленник современной цивилизации. Его жизнь протекает в гигантских городах, среди бетонных домов, асфальта и вечного смога. Он засыпает и просыпается под рев автомобилей, с удивлением рассматривает птичку, а цветы видит лишь стоящими в вазе. Недостаток экологического воспитания приводит к тому, что ребенок находится в полном отрыве от природы.

Родной край для учащихся младшего школьного возраста - это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, друзья, город, река и лес. Для педагогов это ещё окружающий природный и материальный мир, основа для формирования экологической культуры. Именно поэтому мы считаем необходимым уделять внимание особой форме познавательной, поисковой и просветительской деятельности.

Краеведение в последние годы стало одним из важнейших предметов в школьной программе. Этот предмет не только даёт знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и рос.

Начальная школа - это время формирования человеческой личности. Эффективность преподавания русского языка в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса. Наш поиск представляет собой конкретные взаимоотношения двух предметов: русского языка и краеведения.

Учитель начальных классов Руденская Марина Владимировна работает по авторской программе «Обучение словесности». Одним из разделов программы является раздел «История родного слова». Программа отражает круг знаний об окружающем мире, культуре речевого поведения. В процессе работы по этому разделу дети изучают прошлое и настоящее своего края, культуру, обычаи и традиции. Уроки, построенные по краеведческому принципу, отличаются многообразием наглядности, формами организации работы детей, вариативностью выполняемых работ. На уроках используются детские рисунки, фотоальбомы о родном городе, макеты исторических мест города, собранные ребятами по сёлам во время летних каникул, национальные костюмы. Изучая историю родного края, ребята посещают музеи, выставки художников, ведут поисковую работу в семейных архивах, встречаются с интересными людьми, пишут статьи и выпускают газеты. Работа в парах, группами, всей семьёй приносила свои результаты. Ребята учились общаться, слушать, отвечать на вопросы, делать выводы, высказывать своё мнение. Такие уроки эмоционально насыщены и имеют большое воспитательное значение, способствуют социальной адаптации в обществе, активной жизненной позиции.

После одного из таких уроков по краеведению у детей родилась мысль выпускать свою школьную газету «Сороконожка» (20 учеников - 40 ног). Класс был разделен на группы по интересам: корреспонденты, фотокорреспонденты, журналисты, редакторы. Ребята изучали историю родного края, посещали выставки, музеи. Брали интервью у известных людей города, снимали фильмы о Белом городе, реке Волге, вели поисковую работу о возрождении храмов в Астраханском крае.

Результатом проделанной работы стало выступление учеников на городских конкурсах фотографий, где ученица Логинова А. заняла первое место, вышел в свет очередной номер школьной газеты «С юбилеем, город!». Творческая группа детей оформила экспозицию классного музея по теме «Возрождение духовности». Исследовательская работа ученика Кружалова И. по храмам Астраханской области признана в районе одной из лучших. Но самым важным результатом этой работы является то, что такая деятельность помогает сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единство материального и духовного мира. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, приобщиться к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур народов Астраханской области.

Учитель начальных классов Петрова Г.Г. является руководителем клуба «Знатоков русского языка», который занимается изучением лингвистического краеведения нашего края. Благодаря своему географическому положению и богатому историческому прошлому в Астраханском крае уже многие годы бок о бок живут представители разных национальностей. Именно поэтому очень часто в нашей речи встречаются слова из других языков. Дети изучают астраханизмы в речи. Астраханизмы - это слова, которые давно и прочно вошли в лексикон коренного астраханца, и мы редко задумываемся о появлении и происхождении подобных слов. Дети заранее получают задание к этому занятию, подбирают материал, делятся своими находками и открытиями с другими членами клуба. На одном из занятии для многих ребят стало открытием значение многих привычных с детства слов - название растений края - прежде всего «лотос», «чилим». А еще ранее учащиеся узнали о происхождении названия рыб «судак», «лещ», «сазан», «севрюга».

Работа с топонимическим и этимологическими словарями доставляют радость приобретений новых знаний, вызывают огромное желание поделиться своими знаниями с близкими людьми в школе и дома. Ведь этот интерес школьников к изучению русского языка позволяет углубить и упрочить их знания, повысить языковую культуру, формировать бережное и уважительное отношение к слову, воспитывать истинного патриота своей малой Родины.

Таким образом, из всего сказанного выше следует, что использование краеведческого материала в процессе обучения русскому языку и литературе позволяет организовать результативную многоаспектную исследовательскую деятельность школьников. Выступая на конкурсах, учащиеся преодолевают страх перед внешней оценкой своих работ, более активно участвуют в различных творческих конкурсах. Ведь внешняя оценка в формировании мотивации и самооценки ученика играет огромную роль, значение которой трудно переоценить.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аммосова Н.В. Синергетический подход к организации деятельности учащихся. - Астрахань, 2008.
  2. Жукова И.Т. В помощь экологическому воспитанию учащихся. - М., 2000.
  3. Заблоцкая С.А. Применение идеологии синергетики в исследовательской деятельности и профильном обучении. - Астрахань, 2008.
  4. Никифорова Н.А. Дидактический занимательный материал по природе астраханского края. - Астрахань, 1997.