Важнейшими регуляторами иммунологического гомеостаза являются железы внутренней секреции. Так, соматотропный гормон (СТГ) стимулирует воспаление; интенсифицирует клеточные механизмы. Уровень СТГ у больных РА в сыворотке крови повышается в зависимости от клинических проявлений. Адренокортикотропный гормон (АКТГ), стимулируя выработку глюкокортикоидов, угнетает иммунные реакции. Большое внимание уделяется участию пролактина в иммунологических реакциях организма, его влиянию на продукцию цитокинов, глюкокортикоидов, модулирующих течение аутоиммунной патологии.
Проведено изучение некоторых параметров иммунного статуса и гормонального уровня у больных РА. Обследовано 32 пациента в возрасте 39 - 66 лет с длительностью заболевания от 3 до 12 лет. В качестве контроля использованы показатели иммунного статуса и гормонов 13 практически здоровых лиц соответствующего возраста и пола.
Содержание ИЛ-1, -2, пролактина, СТГ, кортизола в сыворотке крови определяли методом иммуноферментного анализа с использованием стандартных наборов.
Количественный анализ уровня ИЛ-1 в сыворотке крови больных РА свидетельствует о статистически достоверном увеличении его в прямой зависимости от активности процесса по сравнению с лицами контрольной группы. Концентрация ИЛ-2 у них оказалась достоверно сниженной. Первичная активация лимфоцитов Th1 - типа, характеризующаяся избыточным выделением ИЛ-2, который угнетает специфический апоптоз, провоцируя тем самым пролиферативные процессы, является, очевидно, пусковым механизмом патологических процессов в синовиальной оболочке больных РА.
Показано, что ИЛ-2 проявляет своё биологическое действие через рецепторы клеточной поверхности на активированных Т- и В- клетках. Дефект системы контроля эффекторных функций имеет неблагоприятные последствия и вносит свой вклад в постоянную активацию, наблюдаемую при хронической воспалительной аутоиммунной патологии.
Установлено, что концентрация пролактина повышалась у всех обследованных в прямой зависимости от степени активности процесса. Секреция пролактина ингибируется ИЛ-2 и находится в обратной отрицательной связи с выработкой ИЛ-2. Можно полагать, что и повышение пролактина в сыворотке крови больных РА снижает уровень ИЛ-2, чему также способствует нарушение чувствительности к нему клеточных рецепторов. Обнаружены дефекты и самого ИЛ-2. По виденному это объясняет снижение уровня ИЛ-2 в сыворотке крови у больных РА. Изучение содержания уровня СТГ в крови у больных РА выявило повышение его по сравнению с контролем более чем в 3 раза. Показатели уровня кортизола в сыворотке крови у больных РА свидетельствуют о выраженном угнетении глюкокортикоидной активности надпочечников, причём снижение количества гормона прямо пропорционально активности аутоиммунного процесса. Установлено, что в ответ на увеличение ИЛ-1 выделяется кортикостероидный рилизинг-фактор, стимулирующий АКТГ, что приводит к усилению секреции глюкокортикоидов. Последние тормозят секрецию ИЛ-1 в макрофагах и угнетают иммунный ответ при его избыточности. В целом иммунодепрессивное воздействие глюкокортикоидов защищает от гиперактивации иммунной системы, ведущей к аутоиммунным заболеваниям. Пролактин действует на кору надпочечников за счёт повышения под его влиянием активности моноаминооксидазы, в результате чего в надпочечниках снижается концентрация адреналина, стимулирующего биосинтез глюкокортикоидов.
Таким образом, сравнительный анализ результатов выявил взаимосвязь нарушений иммунной и эндокринной систем при аутоиммунной патологии: повышение уровня ИЛ-1, пролактина, СТГ, уменьшение ИЛ-2, кортизола в крови в зависимости от клинических проявлений заболевания; угнетающее воздействие пролактина на продукцию ИЛ-2, глюкокортикоидную функцию надпочечников. Выявленные нарушения отражают генерализованную реакцию организма на иммуновоспалительный процесс.