В приведенном определении образовательной технологии ключевым понятием является целостная педагогическая деятельность, а модель - описание этой деятельности, отображающего ее в трех аспектах - концептуальном, содержательном и процессуальном. Следовательно, в структуру образовательной технологии должны входить концептуальная основа, содержательный и процессуальный компоненты. Концептуальная основа - это целевые установки и ориентации, основные идеи и принципы, позиция обучающегося в образовательном процессе. Содержательный компонент - это цели обучения (общие и частные), содержание учебного материала, дидактическая структура учебного материала и формы его изложения. Процессуальный компонент - это особенности методов и средств обучения, мотивационная характеристика, организационные формы обучения, управление образовательным процессом. Ведущим компонентом в этом перечне является концептуальная основа. Освоив его, педагог осознанно может использовать образовательную технологию, адаптируя ее к конкретным условиям педагогической деятельности.
Обращение к теоретическим основам образовательных технологий [1; 2; 3; 4; 7 и др.], показывает, что каждая из них должна удовлетворять ряду требований: концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости, гибкости и динамичности. Раскроем их в свернутом виде.
Концептуальность: в основе каждой технологии лежит научная идея, включающая философское, психологическое и педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность).
Управляемость: возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, варьирования средствами и методами коррекции результатов.
Эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам, технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Воспроизводимость: возможность использования технологий в однотипных образовательных учреждениях и разными педагогами.
Гибкость: возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической действительности.
Динамичность: возможность развития или преобразования технологии в развивающемся образовательном пространстве таким образом, чтобы в условиях изменяющейся парадигмы образования не отсекать «старое», но полезное, а обеспечить эволюционное развитие образовательной технологии.
Сегодня уже не требуется доказывать необходимость и пользу применения технологий в образовательной практике. Проблемой остается лишь готовность педагогов к творческому их применению в практической деятельности.
По словам И.П.Раченко [6], любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала.
Сегодня педагогу недостаточно иметь знания об уже существующих образовательных технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Иначе говоря, понятие «образовательная технология» напрямую соотносится с понятием «профессионально-педагогическая культура». При этом культура педагога предстает как сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур (Е.В.Бондаревская), а образовательная технология - как одна из педагогических ценностей, порождаемых личностным опытом педагога-творца. Таким образом, мы можем говорить о творческом осмыслении понимания технологии: с одной стороны, понимания образовательной технологии как особой педагогической ценности и части технологической культуры педагога, а с другой - как способа самореализации индивидуальности современного педагога в образовательном пространстве.
Рассмотрим содержание понятия технологической культуры педагога и ее уровней.
В современных условиях вариативного образования традиционное обучение нередко самым причудливым образом сочетается с применением нетрадиционных подходов и технологий. В этой связи актуализируется вопрос о технологической культуре педагогических коллективов и отдельных педагогов.
Технологическая культура представляет собой сложную динамическую систему, компонентами которой являются разные уровни педагогической практики [5]. Как нам представляется, введение этого понятия должно быть направлено на преодоление отставания процесса укоренения современных образовательных технологий в сознании и деятельности педагогов-практиков, активизации их творческого потенциала в отношении создания новых технологий в русле гуманитарной парадигмы.
В нашем понимании технологическая культура педагога - это динамическая система педагогических ценностей, технологических умений и творческой индивидуальности субъекта педагогической деятельности. Все компоненты этой системы подлежат оцениванию:
- педагогическая позиция и профессионально-личностные качества;
- технологические знания и культура педагогического мышления;
- технологические умения и опыт творческой деятельности;
- творческая индивидуальность;
- позиция обучающихся по отношению к образовательной технологии.
Технологическая культура педагога имеет уровневый характер, наличие которых обусловлено степенью сформированности ее компонентов [8]. Отличие одного уровня от другого в индивидуально-личностном плане состоит в разной степени осознанности педагогом своей профессиональной позиции и творческой индивидуальности, освоенности педагогической техники и технологий.
В структуре технологической культуры педагога можно выделить три уровня.
Первый уровень - характеризует педагога, который не имеет всех необходимых профессионально-значимых качеств, осуществляет педагогическую деятельность как репродуктивную (по образцу или алгоритму), воспроизводит педагогическую технику и образовательную технологию без опоры на технологические знания, не склонен к творчеству, добивается невысоких результатов в обучении и воспитании. Такой педагог как бы отчужден от образовательной технологии, ему проще работать по инструкциям и рекомендациям. Такой нормативно-репродуктивный уровень имеет ступени:
- уровень знакомства, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, не способного самостоятельно применить технологические знания об образовательной технологии в собственном практическом опыте;
- алгоритмический уровень, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, способного по алгоритму воспроизвести отдельные фрагменты технологий, однако без учета конкретных условий педагогической деятельности.
Второй уровень - характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осуществляет свою деятельность с опорой на технологические знания, реализует образовательные технологии с учетом конкретных условий, склонен к творческой деятельности, но устойчивого интереса и потребности в творчестве не испытывает, имеет средние результаты обучения и воспитания. Такой уровень можно назвать адаптивно-эвристическим.
Третий уровень - характеризует педагога, который обладает всеми необходимыми качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний и технологий на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании. Этот уровень технологической культуры педагога может быть назван креативно-творческим, а сам педагог - педагог-исследователь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика.- 1996.-№2.- С. 10-11.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 4. 1996.
- Гульчевская В.Г. Современные педагогические технологии.- Ростов н/Д, 1999.
- Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии.- Ростов н/Д, 1995.
- Раченко И.П. Технология развития педагогического творчества.- Пятигорск, 1998.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.
- Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход.- М.: Академия, 2008.