Суть метода проектов - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Все, что я познаю, я знаю для чего мне надо и где, и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Индивидуальная и коллективная работа сочетаются таким образом, что позволяют каждому внести свой вклад в той области, в которой он силен, и наоборот, использовать поддержку и помощь другого каждый раз по мере надобности. Участие в проекте дает учащимся реальную мотивированную возможность использовать изучаемый иностранный язык в решении определенной задачи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Основными принципами применения проектной методики на уроке являются:
- так как проектная работа дает ученикам возможность выражать свои собственные идеи, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, важно не слишком явно контролировать школьников и поощрять их самостоятельность;
- при выполнении проектных заданий не может быть четкого плана их выполнения и можно вводить дополнительный материал;
- большинство проектов должно быть максимально творческими, то есть метод проектов должен создавать на уроке иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный творческий процесс на основе сотрудничества,тема проекта должна быть интересна для всех его участников;
- в проекте учитель становится равноправным партнером и консультантом.
- вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
- адаптация заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).
Существует сложная классификация проектов: от мини-проектов для изучения одной конкретной темы до межпредметных, внешкольных; индивидуальные, групповые и разновозрастные, общешкольные, межшкольные и международные проекты.
В зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявления, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и фотографиями, картами, а также электронные варианты: сайты и презентации. Применительно к школе, проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Как показывает опыт, работа на уроке иностранного языка посредством метода проектов очень эффективна и занимательна, это эффективное средство от однообразия, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках, средствами иностранного языка.