Развитие личности студента в настоящее время является актуальной педагогической задачей ещё и в связи с тем, что на современном этапе обострилась следующая проблема практического обучения в вузе. Исходный уровень знаний абитуриентов, поступающих сегодня в вузы, на порядок ниже уровня знаний абитуриентов начала 90-х годов. В связи с этим перед преподавателями высшей школы стоят более сложные задачи. Необходимо создание и использование таких методик и технологий обучения, которые предусматривали бы возможность развития у вчерашних школьников элементарной общеметодологической культуры и научного мировоззрения и доведения его до уровня, минимально необходимого для обучения в вузе [1].
Одним из путей максимально эффективного решения этой задачи может стать формирование критического мышления преподавателя вуза в контексте отбора содержания учебного материала, выбора форм и методов организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Мыслить критически - это, значит уметь анализировать информацию с позиций логики, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам [3]. Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Критическое мышление это своего рода направленное мышление, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.
В своей познавательной деятельности преподаватели подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Проблема развития критического стиля мышления у преподавателя высшей школы требует особого внимания. Так анализ множества учебников и пособий показывает, что представленный в них учебный материал требует существенной переработки. Многие авторские учебные программы не отвечают дидактическим критериям отбора учебного материала, в них произвольно включается материал, отражающий личные научные приоритеты составителя. В то время как студенты не всегда готовы понять все то, что предлагается, осознать, усвоить и применить усвоенное на практике. Для правильного отбора содержания учебного материала, выбора методов и форм учебно-познавательной деятельности студентов необходимо формировать у преподавателя вуза критическое мышление.
Основной целью формирования критического мышления педагогов является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения научных и практических проблем вузовского обучения. При этом необходимо учитывать следующие принципы построения технологии развития критического мышления:
- информационной насыщенности учебного и практического материала для использования аргументов, доказательств или опровержений, основанных на конкретных фактах, источниках, данных;
- социальной обусловленности предмета осмысления. Ранее было отмечено, что критическое - это мышление социальное, поэтому подбор проблем, задач, тем для обсуждения следует осуществлять с учетом этого особого свойства;
- коммуникативности в процессе осмысления проблемы и ее обсуждения с учетом того, что это мышление индивидуальное и самостоятельное, но проявляется оно в спорах, дискуссиях, при обсуждениях и публичных выступлениях, поэтому коммуникативные навыки участников в осмыслении проблемы для формирования данного типа мышления играют решающую роль в успехе;
- мотивации и потребности в знании - основан на том, что отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявление критичности ума в особенности, является рефлексия, которая возможна при условии, если человек мотивирован на то, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить положительный результат;
- научности, достоверности и доступности информации - способности и умения определить ценность информации, необходимой для формирования критического мышления [4].
Исследователи А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова выделяют четыре этапа формирования критического мышления у преподавателя вуза:
1) мотивационный; 2) обобщенного теоретического восприятия проблемы; 3) восхождение к конкретному; 4) обобщение и готовности реализовывать критический стиль мышления в своей профессиональной деятельности [4].
Каждый этап имеет свои характеристики и предполагает конкретные формы работы по развитию критического мышления преподавателя вуза.
Мотивационный этап предполагает использование разнообразных критических технологий в различных фрагментах профессиональной деятельности преподавателя вуза. Максимально соответствующим данному этапу уровнем сформированности критического мышления является репродуктивный, на котором преподаватель, увлеченный идеей критического мышления в состоянии лишь «скопировать» представленные ему образцы критического осмысления фрагментов вузовской педагогической действительности и в минимально измененном виде использовать их самостоятельно. На мотивационном этапе в качестве форм работы с преподавателями, способствующими формированию критического мышления целесообразна иллюстрация в лекционных курсах на ФПК и ИПК, таких особенностей научного знания как недостижимость абсолютной истины, неоднозначность интерпретации экспериментальных фактов, неоднозначность связи «теория - эксперимент». В цикле психолого-педагогических дисциплин требуется иллюстрация необходимости критического осмысления структуры учебного материала на уровне программы отдельного курса, её элементов, разделов, глав и параграфов исходя из степени их соответствия общедидактическим принципам и критериям отбора учебного материала.
Этапу обобщенного теоретического восприятия проблемы, соответствует адаптационный уровень сформированности критического мышления. Это следует понимать как овладение преподавателем обобщенной структурой критического мышлений: объект критического осмысления - процедуры - (типология, классификации) - результат.
На данном этапе в процессе обучения на ФПК и ИПК необходимо систематическое изложение содержательных и методологических основ критического стиля мышления и его структуры.
Этапу восхождения к конкретному соответствуют локально-моделирующие и системно-моделирующие уровни сформированности критического мышления. Полученные на предыдущем этапе обобщенные представления конкретизируются на теоретическом и прикладном уровнях. На данном этапе в процессе обучения в системе ФПК предполагается включение преподавателя в осмысление структуры учебного материала конкретного курса; включение в выполнение заданий на оценку соответствия малых фрагментов учебного материала критериям содержательной насыщенности и корректности учебной информации, а также задания на корректировку учебного материала в направлении максимального соответствия этим критериям.
Этапу обобщения и готовности использовать критический стиль мышления в собственной профессиональной деятельности соответствует высший уровень в развитии критического начала личности преподавателя высшей школы. На данном этапе желательно привлечение преподавателя к руководству научно-методической работой различных коллективов, в процессе кураторства молодых специалистов, в решении стратегических задач высшего профессионального образования [1].
Процесс формирования критического мышления у преподавателя вуза должен являться неотъемлемой составной частью его непрерывного образования. На курсах повышения квалификации реализуется мотивация к формированию критического стиля мышления. Следовательно, одной из задач этих курсов будет предоставление эталона критического мышления по самому широкому спектру обсуждаемых проблем - как общепедагогических, так и частнометодических, связанных с конкретными научными знаниями и методиками преподавания вузовских учебных курсов.
Особую роль на курсах повышения квалификации играют семинарские занятия, на которых обучающиеся преподаватели овладевают видами деятельности, связанными с формированием, как собственного критического мышления, так и критического мышления студентов с помощью специальных заданий.
Проявлением критичности ума педагога является рефлексия. Под педагогической рефлексией подразумевается обращенность сознания педагога высшей школы на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности. Это способность педагога мысленно представить себе сложившуюся у учащегося картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе [2].
Таким образом, необходимо уделять большое внимание выработке у преподавателей качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Для этого педагогу необходимо развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными сомнениями и колебаниями.
На основании вышеизложенного можно заключить, что развитие критического мышления и рефлексии преподавателя высшей школы позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед ним на современном этапе развития высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А.В. Коржуев В.А., Попков Е.Л., Рязанова // Педагогика. - 2002. - №1. - С. 18-22.
- Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. (Психологическая наука - школе).
- Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования.
- Шакирова Д. М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов / Д.М. Шакирова // Педагогика. - 2006. - №9. - С. 72-77.
Работа представлена на заочную электронную научную конференцию «Современные проблемы науки и образования», 15-20 ноября 2007 г. Поступила в редакцию 26.09.2008.