Основоположником этих работ считается Теодор В. Шульц [2], который предложил идею о том, что образование есть ни что иное, как «капитал». Это означает, что затраты на получение образования целесообразно рассматривать как особый вид инвестиции по аналогии с инвестициями в производительный капитал. Достаточно распространенным является подход к оценке эффекта от такого инвестирования через определение дополнительной заработной платы работников, прошедших дополнительную профессиональную подготовку [3]. Действительно, в экономически развитых странах каждый год, потраченный на получение дополнительного образования (при прочих равных условиях) приводит к увеличению заработной платы на 10%. В РФ аналогичный показатель не превышает 4-5%. Это означает, что низкая эффективность системы образования в России дорого обходится налого-плательщикам.
Высшие учебные заведения являются в настоящее время заметными субъектами национальной и региональной экономики. Однако успешность их деятельности во многом предопределяется устойчивостью развития отраслей, на подготовку кадров для которых они ориентированы. В период социально-экономических преобразований к таким отраслям в России относилась атомная промышленность. Принятие Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года» принципиально изменили ситуацию [4]. Согласно данной программе предполагается осуществить реконструкцию, техническое перевооружение и коренную модернизацию действующих предприятий атомной промышленности, создать новые производства, отвечающие современным требованиям, повысить уровень жизни населения в наукоградах и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).
Цена программы в 1,4 триллиона рублей косвенно доказывает, что ЗАТО обладают мощной производственной базой, интеллектуальным и производственный потенциалом, который необходим для развития в России современного высокотехнологичного производства. Из 40 энергоблоков, которые планируется построить по данной программе, два будут построены в ЗАТО Северск в 2015 и 2017 гг. Предполагается, что данный проект объединит инвестиции по принципу частно-государственного партнерства и обойдется государственному бюджету в 134 миллиарда рублей. Проект создаст дополнительно 1641 рабочее место для эксплуатационного персонала будущей атомной станции.
Сказанное означает, что подведомственные Государственной корпорации «РОСАТОМ» отраслевые вузы (в том числе Северская государственная технологическая академия), готовящие инженерные кадры для атомной промышленности страны, имеют хорошую перспективу превращения в центры аккумулирования разнообразных по источникам образовательных инвестиций (государственных, частных, индивидуальных). Предпосылками для этого являются институциональные изменения, происходящие в последние годы как в атомной отрасли в целом, так и в регионах, где находятся объекты атомной промышленности:
- произошли принципиальные изменения условий деятельности предприятий Государственной корпорации «РОСАТОМ». В Томской области расположено крупнейшее предприятие отрасли - Сибирский химический комбинат, традиционно являющийся основным работодателем для выпускников инженерных специальностей СГТА. Предприятие проходит процедуру перехода из формы федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество. Акционирование, как правило, формирует эффективного собственника, что должно отразиться не только на повышении требований к уровню и качеству подготовки специалистов для атомной промышленности, но и на усилении потока корпоративных инвестиций в сферу высшего профессионального образования;
- Томская область перешла на качественно новый уровень администрирования инвестиционных процессов. В 2007 году Томской области присвоен статус особой экономической зоны технико-внедренческого типа и юг Томской ТВЗ (к которой относится ЗАТО Северск) будет развиваться как «территория знаний»;
- в 2007 году на базе Северской государственной технологической академии создано некоммерческого партнерства в атомной отрасли «Отраслевой университетский комплекс «СИБАТОМКАДРЫ», в которое вошли 11 учебных заведений Северска, Томска, Новосибирска, Красноярска. Главная цель партнерства - объединение кадровых и материальных ресурсов участников, координация их научно-образовательной и информационной деятельности и, в конечном итоге, повышение качества подготовки кадров. Развитие университетского комплекса позволит обеспечить предприятия атомной отрасли элитными специалистами. Их главной особенностью является не только владение информационными технологиями, навыками командной работы и принятия решений в изменяющихся условиях, но и обладание индивидуальными конкурентными преимуществами;
- в 2008 году происходит формирование ядерного научно-образовательного кластера Сибири и Дальнего Востока в формате Федерального ядерного университета под эгидой Московского инженерно-физического института (МИФИ). В него войдут 30 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для атомной отрасли России из 12 субъектов Российской Федерации.
С точки зрения макроэкономических преимуществ усиление инвестиционных процессов в атомной отрасли, а, следовательно, и в сфере высшего профессионального образования для неё, потенциально создаёт условия для повышения эффективности и устойчивого развития отраслевых предприятий, и, в конечном счёте, будет способствовать экономическому росту региона в целом. По предварительным расчетам налоговая отдача от строительства в ЗАТО Северск двух энергоблоков атомной станции составит только за время строительства 12 млрд. рублей, а в период эксплуатации - до 20 млрд. руб. (Для сравнения: годовой бюджет Томской области составляет в настоящее время около 6 млрд.
рублей).
Однако между декларациями о необходимости усиления инвестиционных процессов в сфере высшего профессионального образования и реальными действиями - большая дистанция. Идеологически образование уже является инвестиционной сферой, но легально, нормативно остаётся «чёрной дырой». Вузам зачастую не хватает навыков предпринимательства, они ориентированы на академический подход, на сохранение ограниченной роли «опекунов интеллекта». Сказанное не является только российской проблемой. В информационном документе Европейской Комиссии «О роли университетов в Европе знаний» сказано, что «...сотрудничество между университетами и промышленностью должно быть более интенсивным на национальном и региональном уровнях, оно должно стремиться к инновациям, открытию новых компаний, и в целом, к передаче и распространению знаний» [5].
Представители российских предпринимательских кругов в свою очередь заявляют, что для превращения образования в инвестиционно-привлекательную сферу, необходимы институциональные изменения, особенно в сфере налогового стимулирования инвестиций. Поскольку основные решения в бизнесе ориентированы на достаточно короткий срок, то инвестиции бизнес-структур в 4-6 летний цикл по подготовке кадров не выглядят привлекательными в рамках базовой модели оценки эффективности инвестиций. Поэтому образовательные программы рассматриваются бизнесом зачастую как разовые благотворительные проекты. Предприятие не может без уплаты НДС передать вузу необходимое оборудование. При этом происходит двойное, а иногда и тройное налогообложение инвестора. Финансирование расходов по обучению и переподготовке персонала производится только из прибыли организации, которые не могут быть отнесены на себестоимость продукции. В настоящее время в этой сфере происходят определенные изменения. На первом заседании Президиума правительства РФ в мае 2008 года обсуждался вопрос о необходимости снижении налогового бремени. Если Госдума одобрит предложения Правительства, то уже в следующем году работодатели смогут освободить от налогов те суммы, которые они направляют на образование сотрудников.
Не следует забывать и о том, что новая экономика это не столько крупные предприятия, сколько малые и мельчайшие, и это зачастую «экономика выживания», когда нет ни денег, ни времени сделать больше, чем то, что крайне необходимо именно сегодня. Применительно к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов из малого и среднего бизнеса в сферу высшего профессионального образования это означает, что если значительная часть населения работает в «серой» экономике, то выбор сферы взаимных инвестиционных интересов бизнеса, домашних хозяйств и высшего образования достаточно
проблематичен.
Для усиления инвестиционных процессов в высшем профессиональном образовании в РФ необходим внешний импульс, источником которого должно быть не только государство и бизнес, но и общество, люди, лично заинтересованные в повышении эффективности инвестиционных процессов в сфере высшего профессионального образования. Этот стимул на сегодняшний день уже существует. Это подтверждается тем, что за годы реформ принципиально изменились целевые установки людей, лично осуществляющих инвестиции в образование. Мониторинг российского образования в 2006-2007 гг. продемонстрировал удивительный факт: если несколько лет назад люди выходили на рынок дополнительного образования и платили деньги, чтобы уйти с того места, где они работали и найти лучшее, то сейчас 65% людей платят, чтобы удержаться на своем месте.
Таким образом, в современной России формируются объективные условия для объединения усилий широкого круга заинтересованных сторон для создания современной системы высшего профессионального образования, обладающей свойством инвестиционной привлекательности для диверсифицированных инвестиций.
(Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Инвестиционные процессы в высшем образовании России: региональный и отраслевой аспекты» № 08-02-64205 а/Т)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Сабуров Е.Ф. Инвестиционный климат в образовании // Общественные науки и современность. 2007, №1, с.5-16.
- Schultz T.W. Capital Formation by Education, J. Political Economy, 68, p. 571-583 (1960)
- Miller H.P. Annual and Lifetime Income in Relation to Education: 1937-1959, Amer. Eco. Rev., 50, p.962-968 (1960).
- Федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010годы и на перспективу до 2015года". Утверждена Постановлением правительства РФ от 06.10.2006. Материалы сайта: http://www.fips.ru/
- Информационный документ Европейской Комиссии «О роли университетов в Европе знаний» (2003г.). Режим доступа: http://www.tempus-russia.ru/