90-е годы обозначили новый этап в развитии постиндустриального общества, особенностью которого стал опережающий рост расходов на приобретение информации и информационных технологий по сравнению с затратами на производственные технологии и основные фонды. Рост информационной составляющей означает эволюцию постиндустриальной экономики в новую экономику, в которой доминирующими становятся отрасли, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Особую актуальность проблемы становления новой экономики имеют для стран с высокоразвитой индустрией, в частности, Германии. В настоящее время рост экономики Германии, занимающей лидирующие позиции в ЕС, обеспечивается за счет преимущественного роста ведущих отраслей обрабатывающей промышленности: автомобилестроения, общего машиностроения, электротехники, химии. Вместе с тем экономика Германии все отчетливее трансформируется в постиндустриальную новую экономику, о чем свидетельствует рост таких количественных показателей, как: доля отраслей ИКТ в объеме производимой продукции; добавленная стоимость, произведенная в отраслях ИКТ; доля продукции, произведенной с использованием информационных технологий; размер расходов на фундаментальные исследования и НИОКР; количество пользователей по отдельным видам ИКТ; распространение ИКТ в экономике и домашних хозяйствах и т.д.
В соответствии с классификацией ОЭСР, сектор ИКТ рассматривается как кластер наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, которые обеспечивают получение и распространение информации электронными способами. В данном составе доля отраслей ИКТ в валовом внутреннем продукте Германии составляет в настоящее время 4.3% (для сравнения - значение этого показателя в США равно 5.2%, в Финляндии - 4.1%).
Формирование новой экономики характеризуется не только масштабным распространением ИКТ, но и качественными структурными преобразованиями под их влиянием всей экономики страны. При этом эффективное распространение ИКТ связано с необходимыми инвестициями не только в сектор ИКТ, но и в национальную науку в целом. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2006 г. составили в Германии 62493.2 млн. долл. США в расчете по ППС национальных валют - это 2.6% ВВП. На сферу науки в Германии приходится 473.7 тыс. чел. или 1.22% от общей численности занятых в стране (это немного уступает показателям других стран ЕС). Зато по числу патентных заявок на изобретения, поданных в стране, Германия является абсолютным лидером - 60222 единицы против 27988 ед. в Великобритании, 17290 ед. во Франции, 2960 ед. в Швеции, что в значительной степени объясняется качеством патентного законодательства Германии.
Одновременно с ростом затрат на научные исследования вообще и исследования, связанные с ИКТ, растут объемы потребления ИКТ, как в сравнительных показателях, так и в стоимостном выражении. Основная доля расходов на ИКТ в развитых странах приходится на программное обеспечение (ПО) и связанные услуги, затем идут телекоммуникационное и информационное оборудование. Германия относится к числу ведущих мировых поставщиков ПО - в стране находится самый крупный европейский и третий в мире производитель программного обеспечения компания SAP AG. Количество пользователей продукцией SAP AG составляет порядка 12 млн. в 120 странах мира. Общая численность персонала компании по состоянию на конец 2006 года - 41919 чел. Годовой оборот компании характеризуется стабильными темпами роста: 2004 год - 7.514 млрд. евро (темп роста - 107%); 2005 год - 8.513 млрд. евро (113%); 2006 год - 9.402 млрд. евро (110%).
Несмотря на растущее присутствие частного капитала, государство финансирует от 50% до 70% фундаментальных исследований и 35-50% общенациональных расходов на НИОКР. При этом государственное финансирование научных исследований и разработок, в том числе в секторе ИКТ, сопровождается качественной системой бюджетного администрирования и контроля, созданием специальных институтов. По государственной инициативе в каждой из земель Германии были образованы специальные медиаторные компании, которые ведут целенаправленный мониторинг в трех направлениях: выявление новых перспективных идей; оценка возможности реализации этих идей в виде коммерческого продукта; анализ спроса на идеи и продукты в корпорациях и компаниях. Медиаторные компании соединяют между собой творцов идей, разработчиков этих идей до уровня коммерческого продукта, потенциальных производителей инновационной продукции и возможных ее потребителей, способствуя тем самым распространению знаний. Таким образом, становление новой экономики Германии во многом определяется целенаправленной экономической политикой германского государства, составной частью которой является политика в сфере ИКТ.