Информация была собрана с помощью анкетного опроса студентов одиннадцати вузов города Казани (численность выборки составляет 400 человек, при генеральной совокупности 21153 обучающихся на очных отделениях государственных и негосударственных высших учебных заведений) и экспертного опроса специалистов Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
В ходе исследования выявились основные проблемы студенчества.
Проблемы в сфере отношения к учебе, профессиональной реализации:
- несоответствие выполняемой после окончания вуза работы полученному образованию;
- снижение качества образования и вместе с тем конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.
Рекомендации, направленные на улучшение качества образования через повышение уровня профессиональной реализации студентов, рост информационной обеспеченности учебного процесса:
- Запретить совмещение учебы с работой на протяжении всего периода учебы, если это не связано с учебным процессом (практика, стажировки и пр.). Вследствие чего государственные стипендии, пособия и гранты должны покрывать основную часть расходов студентов.
- Систематически изучать информационные потребности участников образовательного процесса.
- Обеспечить оперативное библиотечно-информационное обеспечение инновационных программ и методов обучения студентов экономико-управленческих специальностей.
- В обязательном порядке включать в образовательный процесс вуза дисциплины по изучению информационных ресурсов библиотеки.
- Проанализировать обеспеченность компьютерами и доступом в Интернет отдельно по каждому вузу Казани и разработать программу по устранению недостатка в компьютерах.
Проблемы в сфере материального положения студентов:
- зависимость материального состояния студентов от материального состояния родителей, вследствие чего успешность учебы студента зависит от финансовых возможностей его родителей.
Рекомендации: развить модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей необходимо реализовывать разработанные мероприятия, направленные на:
- разработку банка данных, реализуемых на территории города, стипендиальных и грантовых программ по поддержке научно-исследовательской деятельности студентов;
- разработку рекомендаций по выбору тематики курсовых и дипломных работ с учетом потребностей города и спонсоров.
- введение современных методов кредитования студентов;
- вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
- на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
Проблемы в сфере социально-политической активности:
- отсутствие необходимого доступа к информации;
- отсутствие сформировавшейся транспарентной среды для ее адекватного восприятия как обществом, так и студенчеством.
Рекомендации: обеспечить вовлечение студентов в политическую жизнь общества.
- Пропагандировать работу Студенческого Совета вузов как модели общественно-политической жизни студентов.
- Сформировать корпоративный имидж вуза, путем мониторинга ожиданий и потребностей студентов (проведение анкетирований, интервью и т. д.).
Проблемы в сфере психологической поддержки студентов:
- наличие у студентов на всех периодах обучения в вузе проблем психологического характера, вследствие чего снижается успеваемость, происходит отсев из вуза;
- отсутствие возможностей у студентов получения своевременной помощи у специалистов психологической службы.
Рекомендации: организовать привузовую деятельность службы социально-психологической помощи студентам.