Тюменская область, занимающая огромную территорию (1,43 млн. км2), характеризуется большим разнообразием почвенно-климатических условий, а также их специфичностью и широкой амплитудой изменчивости. Среди многих факторов, ограничивающих распространение культивируемых видов, можно выделить низкий биоклиматический потенциал, короткий вегетационный период, сопровождающийся пониженными температурами, суровыми зимами, весенним возвратом холодов.
Недостаточно высокие и не всегда стабильные по годам урожаи различных культур, в том числе и зерновых, обусловливаются особенностями видов, неблагоприятным влиянием климатических факторов, недостаточной изученностью биологии растений и отсутствием сортов с высокими адаптивными свойствами.
Среди характеристик, определяющих устойчивость сортов к неблагоприятным факторам среды, большую роль играет степень развития растений в начальные периоды развития. Для выявления форм с высокими адаптивными свойствами, нами проведено сравнение озимых и яровых форм пшеницы по комплексу признаков. Объектом исследования послужили 10 образцов озимой пшеницы и 18 образцов яровой пшеницы различного эколого-географического происхождения.
Различия между этими культурами проявились как по степени развития корневой системы, так и надземных органов. Зерновки озимой пшеницы прорастали 4-5 зародышевыми корнями, у яровой пшеницы число корней изменялось от 4 до 6. В среднем по образцам озимой пшеницы длина корневой системы составила на момент учета 14,4 см, у яровой - 10,0 см. При этом внутри каждой культуры наблюдалась высокая вариабельность этого признака: у озимой пшеницы длина корней изменялась от 10,4 см (Малахит) до 18,4 см (Жнея), у яровой - от 5,6 см (Омская 10) до 13,1 см (Омская 20).
От числа зародышевых корней, их длины зависит масса первичной корневой системы. По данному признаку яровые и озимые формы пшеницы значительно различались друг от друга (4,7 г и 3,6 г соответственно). По массе корневой системы среди образцов озимой пшеницы выделились сорта Тарасовская 89 и Мирас, имевшие наибольшие величины данного показателя (5,2 и 4,4 г соответственно), среди образцов яровой - Скороспелка (7,7 г), Зыряновка (7,1 г).
При изучении озимых форм по адаптивным свойствам нередко используют соотношение характеристик корневой системы и надземных органов. Этот показатель у озимой пшеницы изменялся от 0,47 до 1,29. У сортов Тарасовская 89, Жнея, Память Федина, Мирас, Альбатрос одесский соотношение было максимально близким к единице, что косвенно указывает на устойчивость растений к дефициту влаги. У яровой пшеницы отношение длины корней к длине побегов изменялось от 0,33 (Тюменская 80) до 1,1 (Эритроспермум). Длина побегов в среднем по образцам озимой пшеницы была больше, чем у яровой (17,2 и 16,6 см соответственно). По ширине первого листа и количеству листьев различий между яровыми и озимыми формами пшеницы не обнаружено. У проростков насчитывалось по два листа шириной около 3 мм. Растения яровой пшеницы обладали более развитыми надземными органами, масса которых составила 5,2 г. У озимой пшеницы масса побегов в среднем по образцам составила 4,1 г.
При сопоставлении полученных результатов по структуре биомассы выявлено, что в раннем онтогенезе у озимой пшеницы побеги от общей массы растений составляли 53,8%, корни соответственно 46,2% (в среднем по образцам), у яровой пшеницы - 52,5% и 47,5%, что указывает на равномерность их роста.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Природно-ресурсный потенциал Сибири» , 15-20 марта 2006г. Поступила в редакцию 04.12.2006г.