По мнению Н.А. Асташовой основной путь предъявления ценностей, «каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, взаимодействие «педагог - воспитанник» во всевозможных проявлениях и сочетаниях. Главным лицом, создающим аксиологические ситуации, предъявляющим ценности образования, человеческих отношений, может быть педагог, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом и выступают образцом деятельности в педагогической сфере. Специально создаваемые ситуации обязательно должны строиться на основе свободы выбора, возможности полноценного обсуждения предлагаемых вариантов, отсутствия давления и авторитарности. Это обязательные условия, при которых возможно развитие ценностного взгляда на окружающий мир с выделением главных опорных его координат в жизненном континууме». Мы считаем, что такие условия могут быть созданы при организации в деятельности каждого преподавателя триединого образовательного пространства.
Необходимо рассмотреть триединое образовательное пространство с различных позиций, выяснив, во-первых, наличие субъектов выстраиваемого пространства, во-вторых, проанализировать работу субъектов во взаимодействии, проследив «архитектуру» построения связей.
С нашей точки зрения, внутри триединого образовательного пространства выделяются условно две группы субъектов: центральная и периферийная. К центральной группе субъектов триединого образовательного пространства принадлежат преподаватель по иностранному языку (в рамках нашего исследования) и студенты. Центральные субъекты действуют на базе созданной предметной базы или методического обеспечения, пособий, разработанных в соответствии с целями, которые являются сплачивающим и собственно материализованным обучающим и воспитывающим элементом и образующим своеобразное «ядро» триединого образовательного пространства.
Ко второй группе субъектов относятся так называемые «периферийные» субъекты, которые возникают естественным образом, существуют и действуют независимо от желания центральных субъектов. К периферийным субъектам триединого образовательного пространства мы относим преподавателей профилирующих и непрофилирующих дисциплин, кураторов, кафедры, деканаты, администрацию вуза, студентов других групп и факультетов, разнообразные студенческие объединения: клубы, общества, кружки и т.д. Периферийные субъекты не включены непосредственно в работу трёх видов деятельности, базирующихся на методическом и диагностическом обеспечении, т.е. не входят в «ядро» триединого образовательного пространства, а находятся на периферийных позициях.
Наличие двух групп субъектов порождает два типа отношений, возникающих между двумя группами субъектов. Эти отношения могут быть определены как целенаправленно-выстроенные и хаотичные Отношения, а, вернее, взаимоотношения, относящиеся к разряду целенаправленно-выстроенных, возникают между преподавателем и студентами, т.е. между двумя центральными субъектами триединого образовательного пространства. Эти взаимоотношения характеризуются открытостью, доверительностью, искренностью. Они имеют в своей основе, прежде всего, приоритетные и нравственные ценности, строятся на нравственных началах, что и порождает данный характер взаимоотношений. Эти взаимоотношения преднамеренно планируются, реализуются и анализируются преподавателем, который именно с этой целью заранее разрабатывает методическое обеспечение нравственно-аксиологической направленности и создаёт программу нравственного воспитания студентов. Целенаправленно-выстроенные взаимоотношения, возникающие между субъектами центральной группы, направлены непосредственно на выполнение поставленной цели и получение запланированного результата.
Однако субъекты центральной группы не изолированы от других действующих независимым естественным образом субъектов. Мы имеем в виду субъектов периферийной группы, находящихся в непосредственной близости и требующих возникновения другого типа отношений - хаотичных.
Достоинством триединого образовательного пространства мы считаем то, что устанавливаемые взаимоотношения между центральными субъектами оказывают позитивное влияние на хаотичный тип отношений, трансформирующихся под их влиянием. Аксиологический взгляд на любое анализируемое явление или ситуацию, рассматриваемых в рамках «ядра» переносится на ситуации, возникающие за пределами «ядра». Невидимое влияние, переносящееся на хаотичные отношения с периферийными субъектами не менее важно для реализации цели, т.к. выступая в совокупности с центральными субъектами, дополняя целенаправленно-выстроенные взаимоотношения хаотичными, приводит к получению результата - воспитать личность с позитивным отношением к наивысшим ценностям.
Внутри «ядра» триединого образовательного пространства при работе в трёх видах деятельности прослеживается влияние как ценного, так и антиценного, поскольку это неизбежные реалии нашей жизни и к рассмотрению моральных явлений в одном ряду с внеморальными нас призывает О.Г. Дробницкий. Работа по рассмотрению созидательной силы приоритетных ценностей и разоблачению пагубного влияния антиценностей планируется, разрабатывается и реализуется в специально организованной педагогической деятельности. Ценности и антиценности подвергаются анализу в дискуссиях, творческих работах, беседах, направляемых преподавателем. Во второго типа отношениях, студент, т.е. один из центральных субъектов, вступает в разнообразные виды отношений с периферийными субъектами, при этом ценности и антиценности не запрограммированы, а выступают спонтанно во всём многообразии и хитросплетении. Оставаясь лицом к лицу как с проявлениями ценного, так и антиценного, студенту приходится ранжировать ценности и антиценности, самостоятельно принимать решения и выстраивать в соответствии с этим свою линию поведения.
Ценности и антиценности выступают в пределах триединого образовательного пространства некой невидимой субстанцией, исходящей от «ядра» и распространяющейся на все возникающие внутри триединого образовательного пространства связи. И, если задачей педагога является создание педагогических условий по освоению части данной субстанции в виде приоритетных ценностей, то задачей студента является их освоение, интериоризация, внутренняя классификация и перенос на возникающие внутри триединого образовательного пространства отношения. Событийный характер складывающихся хаотичных отношений внутри триединого образовательного пространства может регулироваться в процессе работы с преподавателем, который должен быть готов не только к разъяснению стихийно возникающих ситуаций, но и к их сопоставлению с описываемыми внутри «ядра» ситуациями. Постоянное взаимодействие главных субъектов способствует регуляции отношений и их возможной корректировке.
Подытоживая вышесказанное, можно констатировать, что отличительными особенностями триединого образовательного пространства является наличие:
- двух групп субъектов - центральной и периферийной;
- двух типов отношений - целенаправленно-выстроенных и хаотичных;
- взаимосвязи и взаимодополняемости между группами субъектов;
- сплетения отношений целенаправленно-выстроенных и хаотичных между группами субъектов;
- постоянной регуляции отношений со стороны одного из центральных субъектов - преподавателя;
- доверительного характера отношений внутри «ядра»;
- влияния доверительного характера отношений за пределами триединого образовательного пространства;
- невидимой субстанции (ценности/антиценности) в пределах триединого образовательного пространства;
- возможности реализации отношений, основанных на аксиологических и началах за пределами триединого образовательного пространства.
Исходя из вышеизложенного, мы определяем триединое образовательное пространство как часть педагогической среды, выстраиваемой отдельным преподавателем внутри учреждения высшего образования, в которой субъекты взаимодействуют в диалоговом режиме в трёх видах деятельности (аудиторной, внеаудиторной по предмету, внеаудиторной) с целью воспитания студентов на базе единства цели, модели воспитываемой личности, ценностей и специально разработанного методического обеспечения.
Основными идеями выстраивания образовательного пространства - идея открытости в создании образовательной среды, идея сотрудничества с другими субъектами, принцип гуманистической направленности и программное обеспечение процесса обучения, отвечают сути нашей работы, т.к. это есть основной путь предъявления ценностей, каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий, взаимодействие «педагог - воспитанник» во всевозможных проявлениях и сочетаниях.