В целом, в сфере среднего бизнеса сегодня задействовано подавляющее количество работоспособного населения, а, следовательно, именно они определяют количество социальное благосостояние общества.
Экономические процессы, происходящие в мировой экономике, непосредственно относятся к экономике России. Вступив на путь развития рыночной экономики, мы проходим в исторически сжатые сроки этапы развития, которые связаны со своими специфическими проблемами. Сегодня именно в сфере среднего бизнеса наиболее отчетливо видны эти проблемы. В данной статье мы попытаемся раскрыть истоки этих проблем и ключевые пути их преодоления.
Российский средний бизнес можно расчленить на несколько направлений: торговлю и сферу обслуживания, в которые государство не должно вмешиваться, строительство и промышленное производство.
Именно промышленному производству, в большей степени будет посвящено рассмотрение вопроса. В этой сфере сегодня сконцентрированы основные проблемы развития.
Когда речь идет от перехода экономики ориентированной на продажу сырьевых ресурсов к перерабатывающей промышленности, производства с высокой степенью переработки необходимо подразумевать, что речь идет, прежде всего, о среднем промышленном бизнесе.
Сегодня с самых высоких трибун говорится о развитии и стимулировании среднего и малого бизнеса. Однако вряд ли, кто из участников среднего бизнеса ощутил реальные сдвиги в своем деле.
Говоря об успехах последних лет, следует отметить увеличение инвестиционной активности. Только в 2007 году по сравнению с 2006 годом инвестиции возросли на 20%. Причем основной вклад внесен средним бизнесом. Источником стали средства сформированные ранее, в период первоначального накопления, часто за счет нефтяного и другого сырьевого бизнеса.. Создание крупных вертикально интегрированных корпораций последующего периода, с существенным государственным влиянием сделали их неконкурентоспособными в этой сфере.
Именно он сейчас проявляет наибольшую инвестиционную активность и вкладывает средства в свои собственные предприятия. Все это происходит не благодаря действиям государства, а скорее вопреки им.
Приобретенные перерабатывающие предприятия исчерпали запас и без того морально устаревших производственных мощностей и требуют расширения производства на новой технологической основе.
Реконструкция производства требует значительных материальных вложений. Стоимость приобретения современных конкурентных технологий и оборудования оценивается десятками миллионов евро. Использовав средства из первоначальных накоплений, средний бизнес вынужден инвестировать свою прибыль. Прибыль перерабатывающей промышленности не позволяет удовлетворить ее инвестиционные потребности.
На фоне постоянно растущей стоимости первичного сырья, которое несомненно имеет большую экспортную привлекательность, стоимость производимой продукции имеет среди потребителей большую инертность, что не позволяет сформировать необходимую прибыль предприятия и компенсировать производственные издержки текущего периода.
Финансовые структуры призванные способствовать развитию, фонды, банки, со своими высокими кредитными ставками, условиями кредитования на сегодняшний день не создают импульса для развития экономики.
Очередным мифом является низкая составляющая заработной платы в структуре себестоимости выпускаемой продукции. Приобретаемое высокотехнологичное оборудование требует привлечения высококвалифицированных кадров. Инновационные технологии не могут внедряться при низкой заработной плате качественной рабочей силы.
Средний бизнес, как ни какая сфера экономики, ориентирован на рынок. Вместе с тем существующая административная система на всех уровнях не способствует основным принципам его развития, экономического и промышленного роста. Нельзя говорить о реальном стимулировании производственной сферы, о справедливости решений по тендерам в отношении производителей, особенно проводимых в бюджетной сфере несмотря на их государственную значимость и многое другое.
Сегодня Российской промышленности недостаточно выпускать просто новые виды товаров. Она ориентируется на выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции мирового уровня, и для этого приобретает дорогое качественное оборудование европейских производителей.
Ввозимые новейшие технологии и технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при ввозе облагается в полной мере ввозными пошлинами. В итоге с учетом уплаты налога на добавленную стоимость, молодому производству, новое оборудование обходится дороже почти на 35%.
Попытки же создания технопарков и промзон, с льготным налогообложением, на основе принятых законов оказались для частных предприятий среднего бизнеса на практике малоприменимыми, если не сказать мертворожденными. Создание таких технопарков стали прерогативой исключительно крупных уже территориально и технологически сформированных научно-технических центров.
На фоне отсутствия реальной поддержки российских промышленных предприятий, производители ряда стран Азии имеют экономические преференции со стороны своих государств. В итоге стимулируется импорт многих товаров произведенных в этих странах, что позволяет предлагать товар низкого качества по конкурентным ценам. Экспансия этих товаров обеспечивается свободной рекламно-информационной поддержкой на территории России. Об этом говорится пожалуй на всех симпозиумах и конференциях с участием производственников, об этом регулярно обращаются, профильные ассоциации и объединения в законотворческие организации.
Защита отечественных производителей от недобросовестного импорта является хрестоматийной практикой в защите своей экономики в европейских странах и странах Нового Света не один десяток лет.
Кратко обсудив наболевшие проблемы среднего промышленного бизнеса можно резюмировать, что для успешного развития его, как основы современной экономики страны следует принять хотя бы минимальный комплект мер на основе решений на самом высоком уровне:
- установить льготные схемы кредитования для приобретения новых технологий промышленными предприятиями с реальными сроками инвестирования 5-7 лет.
- сформировать пакет льгот при импорте нового оригинального технологического оборудования.
- на законодательном уровне создать таможенные барьеры зарубежным аналогам и защиты отечественных произво-дителей.
Поднятые в статье вопросы возникли из ежедневной практики в сфере инвестиций и перевооружения предприятий перерабатывающих отраслей.
Создание условий для нормального развития отечественной перерабатывающей промышленности - неотложная задача. С вступлением России в ВТО возможности создать преференции отечественному производителю может не оказаться. Сколько осталось - полгода - год?