Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Ilchencko A.N.
Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Ряд исследований западных ученых свидетельствует о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.

Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально-демографическими показателями. У нас в России сейчас особую актуальность приобрела проблема создания равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста.

Задача государства - обеспечить разнообразие форм дошкольного образования, полностью удовлетворяющее потребности семей, а также регулирование многоканальной системы финансирования услуг ДОУ.

Дошкольное образование обладает рядом специфических характеристик:

  • несамостоятельность потребителя услуг (выбор осуществляет не сам индивид, а его родители, родственники);
  • необязательность ступени дошкольного образования;
  • возможность выбора различных форм обучения;
  • низкая мобильность контингента;
  • преобладание значимости процесса над конечным результатом в виде уровня обученности и полученного диплома/сертификата (в отличие от других ступеней образования).

К факторам, дестабилизирующим работу ДОУ, можно, в первую очередь отнести социальную и экономическую нестабильность в стране и регионах. Финансирование ДОУ является актуальной и самой «больной» проблемой для системы дошкольного образования. Условия содержания детей в детском саду нуждаются в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база, медицинское и физкультурное оборудование, игрушки, дидактические пособия, организация питания).

В качестве основных финансово-экономических методов государственного регулирования сферы дошкольного образования можно выделить следующие формы:

  • бюджетное финансирование образования;
  • альтернативные формы финансирования образования;
  • налоговое регулирование сферы образования;
  • регулирование ценообразования на рынке товаров и услуг образовательных учреждений.

Финансирование образования по своему характеру становится многоуровневым и многоканальным. Многоуровневое финансирование означает, что перечисление средств образовательным учреждениям или на образовательные программы, проекты и мероприятия осуществляется из бюджетов разных уровней (федеральных, региональных и местных). Многоканальное финансирование отличается тем, что источником поступления финансовых ресурсов являются не только ассигнования из бюджетов разных уровней, но и различные виды внебюджетных средств, включая и оплату за образовательные и иные услуги учебных заведений.

В зависимости от сформировавшейся доходной базы субъекта федерации, муниципалитетов и, исходя из доходов семьи, финансово-хозяйственные соотношения могут носить различный характер. Финансирование социальных услуг является совместной задачей муниципальных органов власти, реализующих социальные программы на своей территории, и родителей, чьи дети получают эти услуги.

По форме собственности все ДОУ подразделяются на:

  • муниципальные, учредителем которых является муниципальный орган управления образованием;
  • муниципальные, находящиеся на балансе предприятий - акционерных обществ;
  • государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;
  • являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акционировании они были включены в уставной капитал.

Содержание и укрепление материальной базы является задачей собственника данного учреждения (всего в Российской Федерации немногим более полутора тысяч частных детских садов, в сравнении с общим количеством ДОУ, а их около 50 тысяч, это немного).

Если же учреждение находится в муниципальном ведении, то финансирование содержания и укрепления его материальной базы является обязанностью муниципалитета.

Образовательная услуга является конституционно гарантированной, и поэтому ее обеспечение - задача субъекта Российской Федерации, как государственного уровня власти, несущего ответственность за реализацию конституционных гарантий.

Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет покрыть расходы по затратам на текущее содержание и капитальные расходы.

Не все положения действующего Законодательства РФ по обеспечению системы образования находят свое отражение в соответствующих нормативных актах министерств и ведомств субъектов Федерации, что создает сложности в их исполнении. Например, в Конституции РФ даются гарантии каждому ребенку на получение бесплатного дошкольного образования. На деле бюджеты муниципальных образований, формируемые в соответствии с областными нормативами, позволяют предоставлять финансовую поддержку не более чем 40% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Назрела необходимость в разработке нормативов бюджетного финансирования ДОУ с учетом вида и категории, а также механизма дифференциации родительской платы, адресной помощи малообеспеченным и социально-незащищенным семьям.

Проектный документ Министерства образования и науки «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» предполагает введение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений. «Помимо бюджетных учреждений предполагается использование таких организационно-правовых форм, как автономные учреждения (АУ) и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (Г[М]АНО). Выполнение данной задачи позволит создать базовые условия для повышения эффективности и прозрачности финансирования сферы образования».

Переход ДОУ в организационно-правовую форму - (Г[М]АНО) близок по своим последствиям вхождению в бизнес.

Прежде чем принять решение о трансформации муниципального образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму необходимо четко и ясно сформулировать суть бизнес-идеи; попытаться понять, что может явиться подтверждением (или гарантом) реальности, верности самой идеи; разработать и реализовать комплекс мероприятий, которые бы позволили этот переход совершить с наименьшими потерями. И, конечно, надо оценить эффект от реализации бизнес-идеи, а также определить будущих надежных партнеров и инвесторов, заинтересованных в успехе. Необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг и свою конкурентоспособность, определить программу-минимум, программу-максимум и наиболее вероятную для реализации программу, связанные с этим затраты, риски и гарантии, то есть провести маркетинговое исследование региональной рыночной среды.

Успех перехода ДОУ в (Г[М]АНО) и последующая эффективная деятельность в новом статусе - это результат правильного анализа и прогнозирования процессов его функционирования на подготовительном этапе к переходу. Современная наука располагает широким арсеналом соответствующих инструментов исследования рынка, среди которых особое место занимает экономико-математическое моделирование. Именно экономико-математические методы и модели призваны помочь региональным органам управления образованием осмыслению современной ситуации на рынке услуг ДОУ и выбрать адекватные инструменты для его финансового регулирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Степанова В.В. Государственное регулирование сферы образования: Монография. - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2002. - 220 с.
  2. Детский сад: вчера, сегодня, завтра. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года // http://dob.1september.ru/