Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Феномен насилия принадлежит к числу междисциплинарных. Соответственно, имеются явственные характерные естественнонаучные и социальные модели насилия, равно как и законное желание к нахождению вариантов их синтеза. Попытаемся каталогизировать имеющиеся модели и предложить вариант синтеза.

Существуют две альтернативы решений данного вопроса.

Генетические модели:

  • → Исходная испорченность человека, эта червоточина - инстинкт к смерти: стремление к саморазрушению, а также разрушение, направленное на других людей (Фрейд).
  • → Агрессия есть борьба за выживание и воспроизведение между особями одного вида; это "побуждение", внутренняя "энергия"; это наследуемый комплекс признаков, имеющий эволюционную значимость - эффективную утилизацию ресурсов территорий, половой отбор сильнейших и средство установления, поддержания иерархий (Лоренц и социбиологи):
  •  → Агрессивность - одна из важнейших человеческих этограмм, имеющая общую адаптивную функцию и свойство накапливаться в поведенческом репертуаре, чья сила проявления варьируется в зависимости от наличных средовых условий, считает "эволюционная психология" (Палмеры и др.).

Негенетические теории характерны, прежде всего, для социальных мыслителей и психологов нефрейдистских направлений. Общим является понимание агрессивного поведения как в основном производного либо от "психоистории" индивида, либо от социокультурных воздействий.

В психологических науках главенствуют модели две модели негенетического объяснения человеческой агрессивности: фрустрации и научения. Общее между ними в том, что, во-первых, они считают агрессию и насилие следствием, прежде всего, внутренних, а значит лишь индивидуальных, душевных процессов, которые детерминируют социальное поведение; и, во-вторых, что агрессия и насилие не являются самостоятельными психическими процессами - напротив, это ответная реакции либо приспособление к неблагоприятным внешним обстоятельствам.

  • → Агрессия - реакции на какую-либо депривацию организма или блокировку его отдельных побуждений полагают теории фрустрации (Беркович, Зильманн). Прежний опыт агрессии приводит, в свою очередь, к образованию новых когнитивных связей в виде паттернов агрессивного поведения, которые уже потом могут автоматически, и не всегда адекватно, включаться в ответ на вновь возникающие провоцирующие посылы среды, пусть и незначительной силы.
  • → Агрессия - специальное социальное поведение, которое усваивается и поддерживается, утверждают теории социального научения (Бандура и др.), Агрессия как метод решения своих проблем, завоевания и удержания своего статуса в самых разных ситуациях представляет собой сложный поведенческий комплекс, включающий в себя как "техническую", так и "ментальную" стороны. Агрессии, таким образом, научаются: через стимулы (поощрение, социальное одобрение и статус) и через наблюдение (викарное обучение).

Социальные мыслители предлагают следующие объяснения:

  • → Историческое грехопадение исходно доброго человека, руссоистская традиция - вплоть до Фромма: история совратила человека - потому-то биофилы допускают к власти над собой некрофилов.
  • → Насилие есть культурный артефакт - культурный релятивизм (Боас, Мид, Херсковиц). Культура обретает собственную жизнь, собственные законы, которые управляют людьми, когда-то создавшими её, изменяет пластичную природу человека.
  • → Насилие - человекообразующий признак, полагает Франкфуртская школа философов (Адорно, Хоркхаймер), насилием к другим, природе и себе человек формирует свою самость, это признак активистской личности и активистских типов общественных отношений.
  • → Насилие есть следствие прежних несовершенств: тяжести жизни, неупорядоченности социального пространства, слабой эмпатии, невежества и пр. Все это должно быть преодолено повышением уровня жизни, образования, правового регулирования и взаимопонимания - убеждены, в духе рационализма Просвещения, либеральные теории.
  • → Насилие есть неотъемлемый, необходимый элемент общественного принуждения и воспитания самосознательной личности, пресечения ненависти и вражды - настаивают консервативные теории (Ильин и пр.).

Теперь попытаемся содержательно развести понятия "агрессивности", "агрессии" и "насилия". Обращаем внимание на то, что о схожих феноменах естествоиспытатели и социальные мыслители говорят по разному: в одном случае как об "агрессии", в другом как о "насилии". Это объясняется, на наш взгляд, этизацией агрессии у человека и ее превращение в "насилие". Агрессивность, помимо того, что имеет специфический характер определенного характерного "блока" видовой этограммы, может выступать и неспецифической характеристикой - являясь, кроме того, и одной из врожденных сопутствующих характеристик повышенной жизнестойкости в рамках средней нормы видовой агрессивности, показателем высокого тонуса самоутверждения и самоуверенности. Агрессия вообще, как таковая, - это активность самоутверждения, направленная на перераспределение ресурсов, возможностей контроля в рамках индивидуального либо группового носителя того или иного Lebenswelt.

Учитывая эти моменты, человеческую агрессию можно определить как постоянные, с разной степенью успешности, попытки достижения контроля над доступной индивиду или группе ситуацией, с соответствующим стремлением ограничения других сил, претендующих на те же жизненные ресурсы, как условие собственного самоутверждения. В известных условиях, успешно закрепляющих именно агрессивность проявлений жизненности высокотонусных особей, агрессия способна приобретать вид самостоятельных паттернов поведения - что, вероятно, и послужило основанием для придания агрессии статуса оригинального врожденного побуждения.

Насилие неотъемлемо от агрессии, являясь фазой ее эскалации. Насилие не существует вне агрессии - и наоборот. Даже если агрессия заканчивается лишь демонстрацией, то и в этом случае здесь присутствует насилие в виде успешного психического подавления, сделавшего ненужным подавление физическое. Насилие - фаза в развертывании агрессивного поведения.

Насилие - непосредственное, физическое или психическое, противоборство, принуждающее взаимодействие, прямой либо дистантный контакт между основными участниками сшибки тел и воль. В нем в итоге меряния силами (физическими или же волевыми) устанавливаются отношения "господства-подчинения".

Суть насилия как такового - подавление одной витальности - другой, это решительный момент в агрессивном взаимодействии и зависит от степеней решительности, стойкости и упорства, концентрации внимания, удержания воли. Успешность агрессии зависит именно от возможностей, внутренних резервов, которые обеспечивают именно волевое подавление противника. Подавление редко бывает тотально физическим, оно по преимуществу психическое, эмоционально-волевое и зависимо, помимо ситуационных обстоятельств и прежнего опыта борьбы, прежде всего, от степени жизнестойкости, потенциала витальности. Каков характер агрессии - таков и характер насилия, фазы ее эскалации, фазы подавления. Символизация и этизация человеческой агрессии ведет и к символизации, этизации насилия.

Статья выполнена в рамках выполнения и при финансовой поддержке РФФИ грант № 07-06-00067-а