Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Современное культурное пространство - поле взаимодействия различных сфер человеческой мысли, интеллектуальных и информационных стратегий. В ситуации постмодерна появление такой суперсистемы как Интернет (в России - Рунет) открыло дорогу «динамической и полиавторской текстуальности» [Сетература, 2005:272]. В этой новой глобальной парадигме усиливается не только межкультурный и междисциплинарный обмен, но и создаются предпосылки для создания гибридных культурных форм. В этой связи весьма интересны результаты взаимовлияния разных направлений человеческого творчества. В предлагаемой статье речь пойдет о специфической форме литературы, возникшей в условиях стремительно нарастающей технологизации художественной жизни и практически неограниченной информационной свободы.

В конце XX века компьютерные технологии вступили во взаимосвязь с такой эстетической, нравственно-философской ценностью, как художественная литература. Начало тесного взаимодействия традиционной литературной деятельности и информационных технологий привело к рождению феномена, получившего название «сетевая словесность» или «сетература» (неологизм, возникший в последние десятилетия). Под сетевой словесностью понимают электронный художественный текст, размещаемый непосредственно в международной сети (Интернет). Данное явление получило широкую поддержку среди начинающих литераторов, не имеющих возможности, достаточно средств, и, как правило, известности (none-brand) для публикации своих произведений в литературных журналах или для издания собственных художественных текстов в печатном виде. Сетевая литература сразу стала популярной в силу известных преимуществ электронного документа. Предоставляемые web-сайтами услуги по размещению художественных текстов практически бесплатны, что делает интернет-публикации привлекательным для данной категории писателей.

Небезынтересно рассмотреть этот новый литературный пласт с позиций издательской судьбы произведений.

На данный момент все издательства (независимо от того, частные они или государственные), прежде чем приступить к выполнению заказа, опираются на один показатель - предполагаемый уровень продаж. Опираясь на данный показатель, издательство решает, работать с автором дальше или нет. Издатели исходят из уровня известности («раскрученности») автора. Соответственно уровень продаж, а вместе с ней и прибыль, напрямую зависят от признания писателя читательским сообществом.

Принцип публикации художественных текстов в литературных журналах опирается на аналогичные схемы работы с авторами. Уровень продаж литературного журнала и соответственно его престиж определяет уровень популярности тех, кто публикует в нём свои произведения. Высокий уровень реализации и престиж литературного журнала стимулируются рекламой, что увеличивает тираж, приносит дополнительную прибыль. Вывод: для того чтобы иметь возможность представить литературной общественности художественные тексты в печатном варианте, автору необходимо иметь достаточный авторитет в этой среде. Известность формируют дорогостоящие рекламные проекты. Однако качественные PR-компании - не могут гарантировать того, что рекламируемый ими автор и его творчество явятся достойными кандидатами в классики современной литературы. Они не выдают входного билета в литературный мейнстрим (тексты Д. Донцовой, Б. Акунина, Л. Улицкой). Для огромного числа писателей «известность» - это непреодолимый барьер. Отсутствие возможностей (в первую очередь финансовых) приводит молодых и не пользующихся известностью писателей к миру сетевой словесности.

 Сетевая словесность уникальна, поскольку сочетает в себе современные информационные технологии, общедоступность и определенное образно-художественное содержание, что позволяет ей консолидировать вокруг себя огромное количество творческих людей. Кроме того, гипертекстовыми конструкциями активно пользуются маститые писатели, создатели романов-кроссвордов, «романов-клепсидр» [Траньков 2003: 232] (М. Павич, У. Эко), романов-игр. Некоторые писатели-современники размещают тексты произведений на сайтах еще до их появления в печати. Появилась сетевая критика, созданы виртуальные литобъединения. Популярностью пользуются сетевые проекты, персональные страницы писателей: В. Пелевина, В. Сорокина и др. несколько лет назад вышел в свет печатный вариант женского сетевого романа. Складываются критические концепции развития сетевого художественного творчества. Это позволяет предположить, что сетевая литература постепенно становится творческим этапом, с которого начинается путь на литературный олимп.

С момента своего появления сетевая словесность не была предметом серьёзного и адекватного литературоведческого исследования. Филологическая наука на протяжении своей истории работала с художественными текстами, изданными с помощью печатного станка. Сетевая книжность ныне нуждается в выработке критериев отбора художественных текстов, представляющих ценность для современного читателя. Исследователи пока что предпочитают говорить о сетевом литературном процессе, а не о многожанровой электронной литературе.

Современные ученые, литературные критики нередко относятся к сетевой литературе как к питательной среде для графоманов.

Вместе с тем, необходимо заметить, что филологическое сообщество не готово оценить преимущество сетевых публикаций даже в утилитарном плане.

Высокая литература доступна для восприятия и понимания только подготовленными читателями, количество которых весьма невелико. Сегодня потребители массовой литературы, беллетристики и периодических изданий составляют основную часть общества. Поэтому издание высокохудожественной литературы в нынешних условиях не выгодно. Есть у сетевой литературной среды и еще одна институциональная особенность. Поиск литературных талантов, преемников лучших традиций художественной культуры, может вестись на просторах интернет-словесности, где автор не зависит от экономических факторов.

Негативное отношение исследователей литературы к сетевой словесности вполне естественно. До появления ЭВМ в работе писателя (как создателя художественного текста) главными инструментами были ручка или печатная машинка, а материалом - бумага. Все известные представители художественной литературы пользовались в своей творческой деятельности именно этими средствами. Сложился стереотип восприятия литературы: серьёзность, идейно-духовная глубина художественного текста обеспечивается его печатным вариантом. Однако развитие издательского бизнеса и литературоведческие традиции идут в разных направлениях. Постоянно забывается (или до сих пор не осознается), что, к сожалению, после развала СССР вектор развития литературно-художественного творчества задают издательства и книготорговцы, а не опыт русской художественной литературы.

Современные информационные технологии далеки от вмешательства в творческий процесс, но помогают автору адаптироваться в мире цифровых технологий и Интернета. Сетевая словесность уникальна тем, что сочетает в себе творческие и технические аспекты. Участие в литературно-сетевом проекте - один из способов, первая стадия преодоления дилетантства. Не замещая собой школы писательского мастерства, сетевая публикация осуществляет функцию подготовки литераторов к работе с издательствами и типографиями. К тому же гипертекстовые и интерактивные произведения вряд ли способны противостоять традиционной литературе. В России, где словесность на протяжении столетий заменяла собой другие формы национального сознания, тяга к писательству, «сам престиж писательского самовыражения» [Смоленский 2000: 194] по-прежнему велики. Увидеть текст, сотворённый напряжением собственных творческих сил, в хорошем полиграфическом исполнении - сокровенная мечта многих авторов сетевой литературы.

Несмотря на бурное развитие сетевой словесности, эта разновидность художественного творчества остаётся малоисследованной. В настоящее время отсутствует чёткое понимание данного явления с позиций филологической науки. До сих пор не преодолено взаимное недоверие между «лириками» и «физиками», представителями естественных наук и гуманитариями. Представляется, что качественный рост литературы, созданной в опоре на потенциал современных информационных технологий, сможет воздействовать на эту парадоксальную ситуацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Сетература // Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI века). - СПб.; М., 2005. С. 269-288.
  2. Траньков А.Л. «Роман-кроссоворд» и «роман-клепсидра»: варианты гипертекста // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. - Пермь, 2003. С. 232-241.
  3. Смоленский В. Русская сетевая литература // Русская культура на пороге нового века. - Университет Хоккайдо, Центр Славянских Исследований. 2000. С. 190-207.