С ритуальными функциями огня тесно связано почитание священных свечей - штатолов. Они символизировали связь между небесным и земным пламенем. В мифологических произведениях мордвы говорится, что первая «большая» свеча упала с неба, где горела когда-то перед самим верховным богом. И сам штатол часто носил имя верховного солнечного божества (Шкаень штатол, или Солтан штатол). От свечей ждали «помощи» в разных делах. Они якобы, могли влиять на плодородие земли, людей и животных. Возможно, что в народном представлении это их свойство исходило от материала, из которого они изготавливались. Ведь воск производили пчелы, отличавшиеся большой плодовитостью. В мифологических песнях мордвы, при описании так называемого мирового дерева, говорится, что по его ветвям в родник стекает воск, который, смешиваясь с водой, растекается по земле и способствует ее плодородию. Этот воск используется также и для изготовления ритуальных свечей.
Вода также имела большое значение в мифоритуальной традиции мордовского народа, т. к. жизнь без воды просто невозможна. Издревле человек стал почитать водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа. Их место жительства могло быть под водой (ведь алдонь мастор), в устье рек, в заливе моря, или на острове, окруженном водой. Об этом свидетельствуют тексты похоронных причитаний, а также заговоров, с которыми знахари обращались за содействием в каком-либо деле к покойным предкам и потусторонним силам.
Один из распространенных природных элементов, часто встречающийся в мифах и обрядах мордвы, это живая растительность. Как необходимы для людей вода, огонь, пища, так они не могут обойтись и без зелени. Многие растения используются в пищу, для корма скоту, в лечебных целях, из них изготовляют одежду, утварь, орудия труда, строят жилища. Растения доставляют человеку и эстетическое наслаждение.
В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь ава и Чувтонь паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных: «Чувтонь ава, Чувтонь паз! Вы помощь и исцеление, вы стоите в лесу на своих ногах, по вашим вершинам прошло горе, зимние буря и стужа, и летний дождь. Этот дождь омыл вас, также вы смойте эту болезнь...!» 1 В письменных источниках есть сведения и о духах различных деревьев: дуба - Тумо паз, березы - Келу паз, липы - Пекше паз и т.п. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства.
В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.
В мифологических произведениях мордвы мировое дерево (Ине чувто - Великое дерево, иногда его также называли Прощеное дерево или Древо памяти), изображается растущим в самом центре земли, на вершине горы, его видно издалека. Оно имеет две или три тенистые ветки и три могучих корня, ориентированные по сторонам света - на юг, восток, запад. Ветки достигают зенита неба и поддерживают его свод, на вершинах веток гнездятся великие птицы (Ине нармонь), которые выводят потомство, творят новую жизнь. На них же восседают божества и жрецы.
Корни дерева удерживают всю мордовскую землю, вытягивают влагу из глубины земли. Из - под его корней бьют живительные родники, выталкивающие на поверхность слитки золота и серебра, вода этих родников считалась целебной. В песнях о березе («Келу») от нее прозревают слепые, начинают ходить хромые. Это дерево-гигант, непременно дуплистое. В этом дупле гнездятся птицы, белки и куницы, роятся пчелы, воск и нектар которых стекает по листьям в родник и, смешавшись с водою, растекаются по земле, возрождая ее плодородие. В этом священном дереве обитал «хозяин» рода и данной местности. Оно олицетворяло вечно живую растительность и природу. Его нельзя было ломать, срубать. Если такое дерево старело и падало, его поднимали, прислоняли к другим деревьям, чтобы оно «умерло» своей смертью и трухлявое его «тело» упало на землю, дало жизнь иным представителям природы. У мирового дерева концентрировалась энергия солнца, воды (живая вода) и огня (живого огня), зажженного трением. К нему прикреплялись и штатолы, как общественные, так и семейные. Под такими деревьями устраивали общественные праздники, совершали жертвоприношения, проводились поклонения силам земли и неба. Около них устраивались народные собрания, протекал смотр общественных сил социума, жрецы судили людей. 2
Таким образом, в мифоритуальной традиции мордвы роль природных стихий является многофункциональной. Как в мифологии, так и в обрядности они, как правило, выступают в сочетании друг с другом. Например, такие противоположные стихии как огонь и вода нередко играют одну и ту же ритуальную роль оберега, очищения. В люстрационных обрядах к этим двум элементам часто присоединяется растительность. Это свидетельствует о том, что отдельные элементы, варьируясь в различных ритуалах, создавали их многообразие.
Публикация осуществляется в рамках работы над грантом РГНФ № 07-01-23103 а/В
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Harva U. Die Religiosen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki, 1952. - S. 174.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Саранск: Мордовское кн. изд-во,1982. Т.9. - С. 24,40.