Наиболее известные предыдущие руководства для практических и лабораторных занятий по генетике опубликованы много лет назад и недоступны современным студентам. Книга «Руководство к практическим занятиям по генетике» (авторы К.В. Ватти и М.М. Тихомирова) издана в 1972 году, книга «Генетика, программированное обучение» (автор З.В. Абрамова) - в 1985 году, «Практикум по генетике» (авторы С.Х. Ларцева, М.К. Муксинов) - в 1985 году. Кроме того, в ранее изданных руководствах почти не использованы задачи по изучению наследования признаков у сельскохозяйственных животных.
Дистанционный курс по генетике разработан на базе учебного пособия «Практикум по генетике» (авторы Е.П. Карманова, А.Е. Болгов, Петрозаводск, 2004. 204 с.), рекомендованного МСХ Российской Федерации. Учебное пособие и дистанционный курс разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебной программы дисциплины «Генетика и биометрия» по специальности 310700 - Зоотехния и 310800 - Ветеринария, направлению 660200 - Агрономия.
Как и в учебном пособии, в дистанционном курсе по отдельным разделам и темам генетики даны основные теоретические положения и предложены задачи. Представлено 6 глав. Первая глава посвящена цитологическим основам наследственности. Во второй рассматриваются закономерности наследования признаков при половом размножении. В третьей главе представлена хромосомная теория наследственности. В четвертой изложены молекулярные основы наследственности. Пятая глава посвящена рассмотрению проблем изменчивости, а шестая содержит материалы по генетике популяций. При разработке тем использованы результаты исследований по частной генетике животных и растений, учтены достижения генетики по картированию генов.
Авторы стремились к тому, чтобы разработанные темы и задачи по генетике содержали проблемные ситуации, способствовали активизации творческой деятельности студентов, более глубокому освоению ими этой сложной дисциплины. Генетические задачи составлены таким образом, чтобы они имели познавательную привлекательность, вызывали интерес студентов и желание самостоятельно их решать.
В каждой главе представлено 30-40 задач. Всего предложено 289 задач с использованием животных разных видов (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птицы, собака, большинство видов зверей и рыб), растений и человека. При составлении задач использовалось оригинальное обозначение генов, принятое в генетической литературе. Для каждой задачи составлено 5 вопросов.
Дистанционный курс функционирует на основе современных компьютеров и Internet. Имеется специальный раздел «Контроль знаний». Предлагается система самотестирования, с помощью которой студент сам проверяет себя и правильность решения задач, ответов на контрольные вопросы. Представлена процедура проведения специального 45-ти минутного занятия по тестированию, в процессе которого знания студентов оценивает компьютер. Предусмотрено изучение учебного материала и решение генетических задач на основе интерактивных связей. При использовании этой формы обучения студенты берут из курса назначенные индивидуальные задания, загружают их себе в компьютер и выполняют их в удобное для себя время в дисплейном классе или библиотеке, либо дома. После чего посылают результаты расчетов, ответы и решения по e-mail преподавателю на проверку.
Дистанционный курс позволяет облегчить преподавателю контроль и быструю проверку знаний студентов, особенно уменья решать генетические задачи. Для этого преподаватель должен сам заранее решить все задачи и закодировать ответы на поставленные вопросы.
Дистанционный курс имеет словарь терминов (глоссарий) и список рекомендованной литературы.