После всех видов лечения отмечено снижение уровней Г и СТ и повышение содержания КА в структурах крови, но наиболее заметно это происходило при экзогенной форме БА. Отмечено, что при различных методах лечения наибольшее падение уровней Г и СТ в структурах крови вызывает терапия в сочетании с НИЛИ. Уровень КА при всех видах лечения повышается, но также более отчетливо при использовании НИЛИ и НИЛИ + ТМТ. Степень снижения уровней Г и СТ пропорциональна уменьшению ГЧБ и ГРБ, улучшению ФВД. Через 1 год снижение уровней Г и СТ, а также увеличение КА сохранились только у больных 1-й и 2-й групп, в лечении которых применяли НИЛИ. ГРБ и ГЧБ оптимизируются одновременно со снижением уровней Г и СТ и подъёмом содержания КА.
Можно полагать, что действие лазерного излучения реализуется через уменьшение уровней Г и СТ, а также через повышение содержания КА. Кроме того, параллелизм и пропорциональность биоаминных показателей крови и функциональных тестов свидетельствуют о том, что биоаминные параметры структур крови могут иметь диагностическое значение. Установлено, что при всех формах БА в элементах крови повышается уровень Г и СТ в периферической крови. СТ, являясь также медиатором воспаления, выполняет в легких определенную функцию, поскольку нейроэндокринные клетки легких сами его продуцируют. У здорового человека он модулирует дыхательную моторику и вентиляцию легких, а также контролирует вазоконстрикторную систему легких. Подъем уровня СТ в элементах крови при всех формах БА свидетельствует о модуляции всех функциональных задач этого биоамина в легких, а также воспалительного процесса.
Установлено понижение уровня КА в элементах периферической крови при всех формах БА. КА, являясь естественными регуляторами функции легких, в начальных периодах БА, оказывают бронхорасширяющее действие. Воспалительный отек, обтурация бронхов приводят к парадоксальному ответу на эти препараты, зависящему, вероятно, от блокады адренорецепторов. При лечении всех форм БА лидирующий эффект НИЛИ и НИЛИ + ТМТ приводит к уменьшению уровней СТ и Г, а также к повышению содержания КА в периферической крови. Параллельно с этим происходит оптимизация тестов ФВД, ГЧБ и ГРБ. Согласно собственным наблюдениям и литературным данным, одной из реакций этого каскада может быть продукция гепарина, который нейтрализует биоамины. Отмечена его способность ингибировать активность макрофагов, влиять на рост сосудистого эндотелия и костно-мозговых клеток - предшественников, пролонгировать действие анальгетиков. Однако основные выводы касаются противовоспалительных и иммуномодулирующих свойств гепарина.
Таким образом, опираясь на положение о том, что воздействие НИЛИ на организм вызывает повышенную продукцию гепарина, можно построить предположительную цепь событий при лечении различных форм БА. В патогенезе астмы огромную роль играют аллергические механизмы. Возникают воспаление, бронхообструкция, ГРЧ и ГРБ слизистой бронхов. Установлено, что при этом возникает дефицит гепарина. Воздействие НИЛИ стимулирует выработку гепарина. Гепарин связывает медиаторы воспаления гистамин и СТ, а также избыток КА. Снимая воспаление, гепарин снимает блокаду адренорецепторов. КА начинают действовать как бронходилататоры, связываясь с адренорецепторами. Реакция продукции гепарина не нуждается в дальнейшей поддержке лазера, что обеспечивает длительность ремиссии. Каждая форма БА имеет свои особенности в реализации этих событий. Прослеживая ход описанных процессов, можно построить предположительную схему воздействия НИЛИ на организм больного БА.