Профессиональные оценки людей практиковались с древнейших времен. Еще в середине 3-го тысячелетия до н.э. в Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Китае уже существовала целая система проверки способностей лиц, желавших занять государственные должности.1 Тем не менее при формационном подходе к историческим явлениям обычно считают, что классовые и сословные рамки докапиталистических обществ ограничивали возможности свободного самоопределения людей. В новое время положение стало меняться, что было связано с ростом промышленного производства, миграцией сельского населения в города, эмиграцией, стиранием сословных рамок и т.д. В новейшее время влияние этих и других факторов существенно возросло, что сделало социально - экономические и психологические проблемы профессиональной ориентации одними из важнейших в жизни общества. Можно сказать, что современный человек становится кем-то, прежде всего, в результате собственных усилий, что постоянно ставит перед ним проблемы выбора. В психологическом смысле эти проблемы не менее сложны, чем те, что связанны с ограничением свободы человека. Как показывают исследования специалистов, пребывание в состоянии свободы выбора для многих людей оказывается дискомфортным, на этой почве у многих даже возникают неврозы2. Другой характерной чертой современного человека становится его конформизм, обусловленный разнообразием межличностных контактов, быстротой их возникновения и протекания, всей сложностью современной жизни, что так же оказывает воздействие на профориентацию. Например, по мнению американского социолога Д. Рисмана, если в XIX в. основным типом социального характера в США была личность «ориентируемая изнутри», то в современной Северной Америке стала преобладать личность «ориентирующаяся на других», стремящаяся, прежде всего к «гармонии с окружающим миром», т.е. по сути своей конформистская.3 По мнению ряда социологов этот вывод можно экстраполировать и на другие развитые страны. Понимание сложности указанных проблем привело в XX в. к соответствующим институтам. Начало работы подобных учреждений обычно связывают с появлением первого кабинета профессиональной ориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне в 1908 г. Работа первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями тех или иных профессий, и уже на основании этого выдавали рекомендации о пригодности к ним человека.
В России проблемой профессионального становления и самоопределения на научной основе, занялись, главным образом, с 1927 г., когда при Ленинградской бирже труда было открыто первое в стране бюро по профконсультациям. Начался даже некоторый расцвет профориентации, которой стали заниматься не только профконсультанты, но и педагоги в школах, техникумах, вузах и др4. В сегодняшней России активно создаются центральные и региональные службы занятости населения, имеет значение и школьная профориентация. Создана солидная научно-исследовательская база. В области профориентации и консультаций это, прежде всего, работы А.Е. Голомшток, Е.А. Климова, В.В. Назимова, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистяковой и др. Вопросы, связанные с выявлением сущности, этапов и главных факторов становления профессионала рассматривали К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др. Проблемы определения роли и места индивидно-личностных особенностей в формировании профессиональных качеств изучали Э.Ф.Зеер, Б.Ф.Ломов, Б.М.Теплов и др. Идеи «событийного подхода» к планированию жизненного пути человека проанализированы Е.И.Головахой, А.А.Кроником и т.д. Вместе с тем следует отметить, что в целом профориентационная работа в такой огромной и разнообразной стране как Россия еще не отвечает требованиям современного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-Воронеж,1996.- С.7.
- Кон, Н.С. Открытие «Я».-М.,1978.- С.196.
- Там же. С.233-234.
- Волчков, И.В., Гришпун, И.Б. и др. Введение в профессию психолог. 2-изд.-М.,2003.- С.