В качестве лечебного средства нами выбран комплексный метаболический препарат гепастерил А (производитель завод ХЕМОФАРМ, Вршац, Югославия).
Опыты выполнены на 214 белых беспородных крысах обоего пола массой 180-250 грамм под тиопенталовым (40-50 мг/кг внутрибрюшинно) наркозом. Моделирование реперфузионного синдрома проводили по методу С.П. Лысенкова (1982) путем перевязки грудного отдела аорты с последующим восстановлением кровотока. Время ишемии составляло 28 мин. Гепастерил А вводился в различные временные периоды в дозе 2 мл / кг внутривенно. В плазме крови исследовали аланин - (АлАТ) и аспартатаминотрансферазу (АсАТ); концентрацию калия, креатинина и мочевины. В окраске гематоксилин - эозином исследовали гистоморфологические изменения, проводилась морфометрия. В динамике оценивалась (в баллах) клиническая картина течения синдрома. Статистическая обработка проведена с помощью вариационной статистики с использованием параметрических и непараметрических критериев (программа «Statistika», версия 5.0.).
Как показали исследования, патоморфологическая картина реперфузионного синдрома начинает активно формироваться с момента восстановления кровообращения и характеризуется выраженными нарушениями микрогемодинамики, особенно в венулярной части микроциркуляторного русла, развитием интерстициального отека (преимущественно в легких, мозге и миокарде), нарушением структуры мембран, внутриклеточного матрикса и органелл (преимущественно в печени и скелетных мышцах), что и является морфологической основой исследуемого синдрома.
Гепастерил А в постишемическом периоде, обусловленном прекращением кровообращения в грудном отделе аорты, оказывает выраженный универсальный органопротективный эффект, сопровождающийся снижением летальности в 2,6 раза в течение первых трех суток и положительной клинической динамикой.
Фармакологическое действие (снижение летальности, нормализация дыхания, локомоторной функции, рефлекса переворачивания и других показателей) гепастерила А проявляется при его введении непосредственно перед моделированием ишемии либо в первые 7 минут реперфузионного периода.
Фармакологический эффект гепастерила А в отношении биохимических показателей крови в динамике реперфузионного периода проявляется в снижении ферментативной активности аланинаминотрансферазы и аспартатами нотрансферазы, а также в уменьшении концентрации калия в крови.
Эти группы биохимических критериев позволяла объективно дать оценку органосохраняющего эффекта гепастерила А. Оценка этих показателей через 48 ч. реперфузионного периода показала, что наименьшие изменения в биохимических показателях АлАТ и АсАТ отмечены в группе, где препарат вводился в первые 7 мин. после восстановления кровотока (АлАТ в контроле 1,47±0,07 мМ/л ч, в опыте 1,49±0,06; р<0,01; АсАТ в контроле 2,85±0,1 мМ/л ч, в опыте - 2,45±0,08 мМ/л ч, р<0,01). Более того отмечено, некоторое ингибирование активности исследуемых ферментов по сравнению с интактными животными. Положительный эффект мексидола отмечен и по показателю концентрации калия. Если в контрольной группе (без лечения) он составил 6,50±0,22 ммоль/л, то в группе с мексидолом - 5,42±0,89 ммоль/л, (р<0,001). Такая же динамика была зафиксирована по отношению к концентрации креатинина и мочевины.
Было установлено, что органоселективность гепастерила А наиболее выражена по отношению к легким, мозгу (коре больших полушарий), печени, миокарду и проявляется уменьшением количества ателектазов в легких, нормализацией микро гемодинамики и противоотечным эффектом по отношению к мозгу, печени и миокарду. Таким образом, мы получили экспериментальное обоснование органопротекторного свойства мексидола при одновременной ишемии - реперфузии комплекса органов брюшной полости и скелетных мышц.
Выполненные эксперименты позволяют рекомендовать гепастерил А для дальнейшего доклинического исследования в качестве органопротекторного средства при реперфузионном синдроме.