Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Сущность человека двоякая: биологическая и социальная. Поэтому, поведение человека определяется как биологическими, так и социальными мотивами - побудительными причинами. Крайними из биологических мотивов будут инстинкт и сознание (способность осмысленно воспринимать окружающее), а из общественных - отношение к себе (эгоизм) и другим людям (альтруизм). Проявление альтруизма характеризует зарождение сознания, подавление инстинктов. В результате своей деятельности люди создают материальные и интеллектуальные ценности. Материальные ценности могут накапливаться или отбираться (другими). Интеллектуальное богатство оформляется в виде идей или истин.

Составим схему возможных типов людей по преобладанию биологических (горизонтальная ось) или социальных (вертикальная ось) мотивов поступков.

p

Материальное богатство создать легче, чем интеллектуальное - нужны меньшие затраты энергии, да и времени. Отобрать готовые ценности легче, чем накопить. Поэтому сначала рассмотрим группу людей, мотивами поступков которых служат инстинкт и эгоизм.

1. Преступник, насильно отбирающий чужие материальные ценности. Это воры, грабители, бандиты. Убийцы отнимают у человека самое ценное, - его жизнь. Все они знают о возможном и часто неотвратимом наказании за противоправные действия, но все равно идут на преступления. Такова их натура.

2. Мародер, скрыто присваивающий чужую собственность. Обычно мародером называют человека, забирающего ценные вещи убитых или раненых, у населения во время войны. К этой же группе нужно отнести чиновника, принуждающего предпринимателя дать взятку для открытия дела и др. Многие ли могут устоять перед соблазном взять чужую, но не потерянную вещь, если никто этого не видит и никто об этом не узнает?

 3. Тунеядец не может и не хочет трудиться для создания даже минимально материально необходимого для жизни, просит поделиться чужой собственностью, живет за счет чужого труда. Отношение к нему у работающего населения двоякое: от неприязни (паразит, дармоед, бездельник) до жалости (нищий, неимущий, нуждающийся).

При сознательных (рассчитанных, но исключающих нарушения Уголовного кодекса) поступках материальные ценности накапливаются. Такая работа на себя может быть нечестной в этическом отношении, честной: на благо себе и другим людям, и без ограничения стремлений или алчно.

4. Авантюрист - человек, нечестно накапливающий материальные ценности. Открывает фирму, три месяца по закону не платит налоги, затем закрывает ее и т. д. Уголовного наказания нет, но и деньги в бюджет для учителей, врачей не поступают.

5. Предприниматель (деловой человек). Он полезен обществу тем, что, преследуя собственную материальную выгоду - получение максимальной прибыли, исправно платит налоги, не нарушает законы и нормы добродетели. На предприятиях или фирмах его работники получают достаточное материальное вознаграждение за свой труд, имеют хорошие условия труда и отдыха. Это позволяет им плодотворно трудиться, добавляя тем самым прибыль хозяину.

6. Стяжатель, алчно накапливающий деньги и имущество. Влекомый к бесконечной наживе, ищет собственную выгоду порой даже ценой общественных и экологических бедствий. Основная забота стяжателя, помимо продолжения накопления богатства, в сохранности и безопасности накопленного. Лучшая безопасность - во власти, позволившей стать стяжателем, и которая, в свою очередь, наиболее надежный инструмент обогащения. У стяжателя ярко выражено желание к монополии, отсутствует потребность поделиться нажитым, что вырабатывает у людей негативное к нему отношение.

Перейдем к оценке людей, поступки которых определяются инстинктивным желанием и намерением делать людям добро. Выражаются они в высказывании и следовании идее (замыслу, намерению). В основе таких идей лежит представление о возможности решения проблемы без выяснения ее истинной причины. На вооружение берутся эмоции, а не логика. Например, из благих намерений можно желать людям счастливого будущего (в этом суть коммунистической идеи), игнорируя резкие различия между людьми, обязательные при этом нарушения экономических законов, общечеловеческих норм нравственности (совести), экологической безопасности.

7. Искуситель, высказывающий идеи инстинктивного желания делать людям добро. Увлекает людей несбыточными мечтами, потому что идея его изначально утопична, не учитывает резкие различия между людьми. Придя к власти, искуситель насильно внедряет основные положения идеи в жизнь всем людям, изолируя несогласных вплоть до уничтожения. Подобное происходило при всех социальных революциях.

8. Созерцатель, принявший утопическую идею и активно внедряющую ее в повседневную жизнь. Общественные интересы созерцатель воспринимает выше личных: участники комсомольских строек, покорители целины и пр. При недостаточности созерцателей в системе утопии для ее воплощения в СССР привлекались узники ГУЛАГа.

9. Обыватель - человек, игнорирующий высокие общественные идеи, живущий личными интересами. В СССР культивировалось неприязненное отношение к обывателю, лишенного общественного кругозора. Между тем многих членов любого этноса можно отнести к этой группе.

Далее идут люди, принявшие на себя ношу сознательных усилий на благо человечества. Всем предоставить равные материальные ценности невозможно: их просто не хватит, да и наличие прогресса в науке и промышленном производстве приведет к тому, что последующие получатели заимеют вещи более совершенные, лучшего качества, чем предыдущие.

Интеллектуальная деятельность заключается в поисках истины, того, что соответствует реальной действительности, что есть на самом деле. Именно в этом состоит цель человека как общественного существа: познании устройства и функционирования окружающего реального мира природы и человека, так же, как в продолжение вида состоит главная его биологическая функция. Вне истины быть Homo sapiens нельзя.

Истина, в отличие от конечной по своей сути идеи, неисчерпаема, потому что мир природы не такой, каким его видит человек, и всегда останется другим с тенденцией расширения вширь (по объему) и вглубь (по содержанию). Истина в естествознании и экономических науках выражается в законах, которые не имеют исключений. Истина может иллюстрироваться, критиковаться и формироваться более обобщенно.

10. Ученый иллюстрирует истину. Он получил специальные знания в какой-либо области, выученный, натасканный чему-либо. Ученый отнесен к полю «нечестно», потому что при сообщении излагаемого не сомневается, что истина (чаще это вымысел) обязана быть другой, более расширенной. Он уверен, что наука развивается внедрением новых методов, в то время как для этого необходима смена содержания. Одним из проявлений «нечестности» при сообщении истины служит ссылка на авторитеты, мнения, взгляды, без сообщения исходных фактических признаках о природных объектах и явлениях.

11. Критик на основании реальных признаков природных объектов и явлений показывает ложность вымыслов или ограниченность истины. История науки - путь от идеи к истине. Чтобы его пройти, необходимо сначала ложь идеи показать ложью, не преднамеренным вымыслом. Решительно отклоняя несовершенство, критик не может предложить совершенное (истину): не хватает пассионарности. В литературе, музыке, искусстве, где преобладает образное (чувственное) мышление, такие специалисты востребованы и пользуются уважением. В науке (с логическим мышлением) судьба критиков тяжела.

12. Творец находит или расширяет истину, поднявшись до высот мышления и познания реального мира, пройдя путь от ученого через критика, благодаря отрицанию компромиссов в мышлении и морали.

Итак, все 12 групп людей с различными мотивами поступков с позиции «инстинкт - сознание» и «эгоизм - альтруизм» охарактеризованы. Конечно, «чистые» представители этих групп редки. Кроме того, приведенная схема только один из бесчисленных срезов групп людей по каким-либо признакам. По темпераметру характера выделяют холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков, по цвету волос блондинов, брюнетов, шатенов и т. д.

Рассмотрим некоторые следствия из изложенного.

1. Люди весьма разнообразны по своим деловым и моральным качествам. Никакого среднего человека нет.

2. Лозунг «Свобода, равенство, братство» абстрактен и для столь разношерстного человечества не применим. Не может быть равенства между тунеядцем и предпринимателем, братства между созерцателем и творческим человеком. Европейские этносы достаточно старые, в них, поэтому, возрастает доля людей с низкой (отрицательной) пассионарностью - субпассионариев. Понять им людей, рожденных для работы - гармоничных личностей, тем более творцов, - трудно. Со времен Древнего Рима требования субпассионариев «Хлеба и зрелищ».

3. О свободе. Прежде чем говорить о правах (свободе) человека, живущего в социуме, нужно определить его обязанности перед этносом. Если он выполняет обязанности, только тогда ему можно говорить о правах. Основные положения обязанностей человека должны включать: 1. Соблюдение условий продолжение вида Homo sapiens, включая сохранение среды обитания; 2. Человек разумный должен получать в семье и обществе воспитание и образование, направленные на уважение к другим людям и поискам истины.

К сожалению, ООН сначала принята Декларация о правах человека, а о необходимости Декларации об обязанностях человека в мировом сообществе вообще не говорится. Это негативно сказывается на судьбе всего человечества. Бояться закрепленных Декларацией об обязанностях человека ограничениях в поведении людей не приходится, потому что подобные документы существуют: Уголовный кодекс и др., но не столь всеобъемлющие, и знакомство с которыми не начинается с детства человека. С Декларацией об обязанностях человека детей следует знакомить раньше, чем с Декларацией об их правах.

5. При неудовлетворении результатом отнесение себя к той или иной группе не стоит отчаиваться. Попробуйте сомневаться, предполагать возможность другого решения стоящей проблемы. Начните трудиться, делать доброе (не унижайте достоинства других людей) и честное (результата добивайтесь своими усилиями, не за счет интересов других). И положительный результат в возрастании чувства собственного достоинства от самосовершенствования обязательно придет.