Наблюдали 37 пациентов с трофическими язвами нижних конечностей, обусловленных ХВН и несостоятельностью перфорантных вен голени на фоне сахарного диабета. Средняя длительность заболевания составила 27,4±4,3 года. Возраст больных колебался от 36 до 67 лет и в среднем составил 53, 8±3,7 года. У всех пациентов отмечены выраженные трофические кожные проявления при наличии активной трофической язвы (CEAP 6), а также воспалительные изменения в периульцерозных тканях с общеклиническими признаками воспаления и синдромом эндогенной интоксикации. Морфология раневого мазка отражала воспалительно-дегенеративный тип цитограммы. Для исключения артериальной патологии и подтверждения диагноза венозной язвы всем больным выполнялась ультразвуковая допплерография с цветным доплеровским картированием и определением лодыжечно-плечевого индекса. Это позволяло осуществить точную топическую диагностику перфорантных пучков, особенно в окружности язвы и подтвердить преимущественно ее венозную этиологию. ЛПИ в среднем составил 0,76±0,03. ТсРО2 на уровне нижней трети голени - 37,5±1,3 мм.рт.ст. При необходимости выполнялась ретроградная бедренная флебография. Во всех наблюдениях выполнялась биопсия для исключения плоскоклеточного рака и базальноклеточной эпителиомы. С целью купирования воспалительного процесса в периульцерозных тканях в комплексе лечения всем больным проводили эндолимфатическую антибиотикотерапию в течение 5-7 дней и консервативное лечение, включающее, помимо коррекции гликемии, низкомолекулярный гепарин, микронизированную очищенную фракцию флавоноидов и дезагреганты. Это позволило в указанные сроки полностью купировать воспалительные изменения мягких тканей голени. Морфология тканевого мазка отражала воспалительно-регенеративный тип цитограммы.
Выбор операционного доступа зависел от протяженности трофических расстройств и локализации недостаточных перфорантных вен. Использовали медиальный и латеральный доступы для диссекции перфорантных вен по внутренней и наружной поверхности голени, отступая на 4-5 см от границы трофических расстройств. В среднем за операцию пересекалось от 6 до 14 перфорантных вен. После завершения эндоскопического этапа выполняли комбинированную флебэктомию по Бэбкоку-Нарату. Послеоперационные осложнения отмечены у 2 (5,4%) больных в виде гематомы у 1 (2,7%) пациента и лимфорреи в 1 (2,7%) наблюдении. У одной больной выполнена ампутация на уровне верхней трети голени в связи с прогрессированием гнойно-некротического процесса и нарастанием болевого синдрома. В 9 (24,3%) случаях удалось добиться эпителизации язва на 12-17 сутки лечения. В остальных наблюдениях язвенный дефект удалось полностью закрыть различными методами свободной кожной пластики. Средняя продолжительность лечения составила 27±5,2 дня. Через 3 месяца после операции осмотрены 25 (67,6%) больных. Рецидива язв не выявлено.
Эндоскопическая диссекция перфорантных вен голени позволяет проводить коррекцию несостоятельных перфорантных вен при любых формах ХВН на фоне сахарного диабета и возможна у пациентов с открытыми трофическими язвами, являющимися противопоказанием к традиционным методам лечения.