Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Одним из наиболее сложноустранимых дефектов поверхности холоднокатаного листа является дефект «ребристость». Этот дефект наблюдается как чередующиеся параллельные темные и светлые полосы с периодом от 10 до 45 мм поперек направления прокатки, которые видны на готовой прокатной продукции. Последней операцией в технологической цепи изготовления автомобильного листа является так называемая дрессировка. Необходимо отметить, что вышеуказанные темные и светлые полосы на поверхности проявляются также на окрашенных деталях кузова автомобиля, что недопустимо.

Полосы могут располагаться как на лицевой, так и обратной стороне листа по всей длине рулона. Дефект «ребристость» является одним из дефектов, из-за которых холоднокатаные листы по качеству переводят из 1-ой во 2-ую группу отделки поверхности, снижая их стоимость. Он является сложноустранимым, единственный надежный метод борьбы с ним - избегать сочетания условий прокатки, при которых возникает вышеупомянутый дефект.

Получение холоднокатаного листа без «ребристости» сопряжено с трудностями, вызванными многообразием характера и степени проявления этого дефекта. Поэтому дефект классифицировали по разновидностям его внешних признаков, определили причины и меры его предупреждения.

В данный момент на дрессировочном стане 1700 ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» появление дефекта «ребристость» наблюдается при превышении скоростью дрессировки номинального значения 8 м/с. Многие известные ранее методы предупреждения этого дефекта не дают положительных результатов. Работы проводились в листопрокатном цехе №5 c целью снижения процента брака при скоростях дрессировки более 8 м/с.

Было выдвинуто предположение, что дефект «ребристость» возникает вследствие колебаний в клети, которые приводят к колебаниям межвалкового зазора, приводящего к колебаниям скорости движения полосы. Нами рассматривались колебания, возникающие по причине изменения условий трения в очаге деформации. Основной целью исследований было сделать эти колебания самозатухающими или вообще воспрепятствовать их появлению.

Нами проведены исследования на стане, в результате которых были выработаны следующие рекомендации, дающие возможность снижения брака на 0.5%:

  1. Повышать обжатие в клети на 20% от номинального.
  2. Снижать переднее натяжение в пределах допустимого диапазона.
  3. При перевалке рабочих валков использовать металло-резиновые вкладыши для изменения коэффициента жесткости системы.
  4. Цепь привода передней моталки снабдить маховиком для компенсации колебаний и снижения неравномерности скорости вращения.
  5. Оборудовать дрессировочную клеть стана системой датчиков колебаний, приводящих к ребристости для своевременной коррекции вальцовщиком параметров дрессировки.

В исследованиях была оказана существенная помощь со стороны известных специалистов ОАО «ММК» Злова В.Е., Кочневой Т.М., Буданова А.П., Родионова А.Ф., Казакова О.В.