Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

Важнейшей задачей современного обучения, когда стремительно возрастает количество знаний, подлежащих усвоению, на повестку дня все явственнее выдвигается задача формирования целостного системного подхода к осмыслению явлений природного и социального мира.

В связи с этим особую важность приобретает проектирование учебного процесса на принципах деятельностной теории обучения и системно-структурного подхода, позволяющих формировать системный способ мышления, открывать новые познавательные возможности учащихся, растить их творческий потенциал.

Разработанная нами модель школьного курса неорганической химии, основанная на идеях системно-деятельностного подхода, по-новому конструирует учебный предмет - она выступает программой исследования выделенного предмета, в которой заложен метод системного анализа; она организует познавательное движение в предмете и именно она становится схемой ориентировочной деятельности, отражающей в уме образ предмета в его системно-структурном строении. В ней закладываются необходимые свойства знаний как ориентировочной основы формируемых умений: их полнота, системность, обобщенность, и, главное - будущий способ мышления.

Рассмотрение изучаемого объекта как системы позволяет по-другому подойти к отбору и структурированию содержания учебного предмета и, соответственно, его выражению учебной программой. В содержание входят: целостные свойства системы, уровни ее строения, структуры разных уровней, внутриуровневые и межуровневые связи, многообразие вариантов системы и их особенности.

При системном подходе к многообразию частных явлений изучаемой области необходимо выделить инвариант системы и затем рассмотреть отдельные случаи как частные варианты. Поэтому мы предлагаем изучать химические свойства неорганических веществ в направлении «от общего к частному» - по пути все большей дифференциации, детализации химических свойств. Такой порядок изучения, обеспечивающий последовательное уточнение, дополнение изученного ранее, позволяет достраивать отношения внутри системы, формирует у учащихся видение все более «тонких» связей между различными веществами.

В соответствии с предлагаемой логикой учебный материал курса разбит на уровни таким образом, чтобы каждый последующий «срезал» все более глубокий слой предметного материала, уточняя и конкретизируя предыдущее знание:

1 уровень - Основные генетические ряды металла и неметалла.

2 уровень - Генетические ряды металлов, образующих растворимые и нерастворимые основания.

3 уровень - Связи между классами веществ, входящими в основные генетические ряды металла и неметалла.

4 уровень - Характеристика кислотно-основных свойств оксидов и соответствующих им гидроксидов.

5 уровень - Связи между классами веществ из кислотного, основного и амфотерного рядов.

6 уровень - Средние, кислые и основные соли и способы их образования.

7 уровень - Все варианты генетических рядов для различных химических элементов.

8 уровень - Связи между различными генетическими рядами одного и того же элемента.

Нами также составлены схемы, наглядно демонстрирующие генетические связи и связи преобразования между классами веществ на каждом уровне, которые используются в учебном процессе как схемы ориентировочной основы деятельности, а также разработана система упражнений. При выполнении этих упражнений с опорой на представленные схемы связей между неорганическими веществами у учащихся формируется полная обобщенная ориентировочная основа умений составлять все возможные генетические ряды элемента в разных степенях окисления, уравнения, соответствующие переходам внутри этих рядов, а также уравнения взаимодействия между соединениями различных элементов.

Как показала экспериментальная апробация разработанных материалов, в результате организованного данным образом обучения у учеников не только формируется система предметных знаний и умений, но происходит также развитие интеллектуальных способностей, формируется системная ориентировка в изучаемом предмете.


Работа представлена на VII научную международную конференцию «Стратегия естественнонаучного образования», Хургада (Египет), 22-29 февраля 2008 г. Поступила в редакцию 31.01.2008.