Создание оптимальной микрогеометрии на поверхностях трения позволяет повысить коэффициент подачи штангового насоса, а также увеличить износостойкость за счет повышения чистоты сопрягаемых поверхностей.
Ни отечественные производители насосов, ни зарубежные фирмы не рассматривали возможности оптимизации процесса трения пары "плунжер-цилиндр" с целью повышения ресурса работы насоса независимо от используемых материалов.
Износостойкость насоса кроме твердости деталей и чистоты трущихся поверхностей определяется условиями смазки. В скважинных условиях, когда отсутствует возможность принудительной смазки и конструкция пары "плунжер-цилиндр" не позволяет удерживать в зоне трения смазывающую жидкость, особенно при откачке маловязких нефтей, может быть использован известный в ряде областей машиностроения метод нанесения регулярных микрорельефов (РМР) (полостей для заполнения и удержания смазки на поверхности детали). В различных областях машиностроения достаточно успешно применяется указанный способ повышения износостойкости пар трения скольжения.
При работе деталей (пары "плунжер-цилиндр" скважинного штангового насоса) с РМР в канавках микрорельефа постоянно удерживается смазывающая жидкость, что приводит к снижению вероятности появления "сухого" трения и интенсивного износа, а также заклинивания плунжера.