Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Российское образование всё более интегрируется в мировое образовательное пространство. Одним из последствий технологической революции является унификация многих сторон жизни в различных странах. Например, для использования современных технологий требуется, чтобы человечество обладало определённым набором знаний и умений. Чтобы научить этим знаниям и умениям приходится унифицировать современную систему образования, поскольку прежняя система обучения выдавала конечный продукт в виде неконкурентоспособного выпускника. Современная модель успешного выпускника выглядит примерно таким образом: он рассматривает своё профессиональное самоопределение как сложный динамический процесс формирования системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации своих духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. К моменту окончания школы необходимо, чтобы большинство выпускников имели сформированные личные планы.

Создание института ранней профессионализации школьников - профильной школы - обретает статус государственной проблемы трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодёжи. Предполагается, что выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст, 14-17 лет. Именно в это время, по мнению некоторых исследователей «возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы»[1]. Но опыт работы показывает, что трёх лет, отведённых для профориентации, недостаточно чтобы молодой человек с твёрдой уверенностью мог заявить, что его выбор окончательный и бесповоротный. К тому же, говоря о самоопределении, как об осознании своих способностей и склонностей, нельзя не заметить, что способности человека являются качествами врождёнными, так же как и темперамент. Значит, и профессию необходимо подбирать, исходя из индивидуальных особенностей человека. Конечно, в течение трёх лет, а то и меньше, отведённых для профориентации, ребёнок узнает, какой у него тип нервной системы, какие способности, и даже сможет их развивать, но не лучше ли было бы, если бы он начал заниматься этим в более раннем возрасте. Как правило, увлечения детей никоим образом не связывают с будущей профессией. Допустим, ребёнок хорошо рисует и посещает художественную школу, и что самое главное - любит рисовать. Способности к рисованию являются врождёнными, хотя конечно можно достичь определённых успехов с помощью тренировки, но великим художником уж точно не станешь - нужны задатки. Предполагается, что такому ребёнку подойдут профессии, связанные с рисованием: дизайнер, модельер, архитектор, визажист, декоратор и т.д. Как видим, спектр профессий довольно широк. Но в жизни происходит, что способности человека к тому или иному виду деятельности считают увлечением, «своеобразной отдушиной», неподходящими для «серьёзной взрослой жизни». И вот наш юный художник с подачи родителей идёт в серьёзный институт изучать «финансы и кредит». Можно предположить, что всё сложится удачно и великий финансист в свободное от работы время будет рисовать картины. Но это произойдёт лишь в том случае, если у него будут способности к математике, что маловероятно, исходя из знаний о левополушарных и правополушарных особенностях человека. И приятней всё-таки заниматься в своей жизни тем, что ты любишь. А любим мы заниматься тем, что в большинстве случаев нам легко даётся. Исходя из всего выше сказанного, считаю, что профориентацию необходимо начинать в гораздо более раннем возрасте, чтобы ребёнок мог путём проб и ошибок, развив свои способности, осознав свои склонности, прийти к правильному выбору уже в 9м классе, чтобы два года перед поступлением в вуз он смог посвятить подготовке. А на деле происходит вот что: старшеклассники настолько загружены учебной программой, что реально оценить свои возможности они попросту не успевают. При выборе учебного заведения, как правило, ведущими мотивами выступают: престижность профессии, связи при дальнейшем трудоустройстве, близость к дому, желание родителей, финансовые возможности и в последнюю очередь склонности и способности. А ведь если вспомнить уроки истории, великими мастерами и учёными становились те, кто с детства проявлял стремление к чему-либо. Мастера вырастали из подмастерьев.

Для реализации этой идеи необходима целая программа, направленная на профориентацию младших школьников. В некоторых регионах, например в городе Муравленко разработан проект для начальных классов. Он называется «Город мастеров» и держится на инициативе учителей начальных классов, которые придумали свой способ привлечения малышей к миру современных профессий. В результате ученик начальных классов уже задумывается о будущей профессии.

Экономический эффект профориентации неоднократно подсчитан в мире и составляет баснословный процент прибыли на каждый вложенный доллар. Прибыль получается за счёт того, что после качественно построенной профориентационной работы не приходится тратить средства на:

  • дополнительное обучение молодых специалистов на рабочем месте;
  • компенсацию результатов их некачественного труда;
  • выплату пособий безработным гражданам;
  • их психологическую реабилитацию, поиск для них новой работы;
  • переучивание безработных, оплату труда преподавателей учебных центров;
  • содержание штата и помещений социальных служб для безработных.

По сути дела, во всём мире пособие по безработице - это оплата государством своего профориентационного «брака». Людям специально (и немало!) платят за то, чтобы они не работали. Если они будут работать, то принесут больше убытка, чем пользы своим неквалифицированным исполнением должностных обязанностей, непониманием ценности работы, искажённой мотивацией труда. А если учесть дороговизну современного образования, то неправильный выбор профессии отразится не только на государстве, но и в первую очередь на семье нынешней и будущей нерадивого «профессионала».


[1] Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие. - М.: Глобус, 2006.