В основу совершенствования образовательной программы по направлению «Прикладная информатика» положены следующие принципы: двухуровневая подготовка (бакалавры, магистры), компетентсный подход, фундаментальность подготовки, ориентация на требования работодателей при формировании профессиональных компетенций.
Опыт использования специалистов, подготавливаемых в соответствии с требованиями ГОС 2-го поколения по специальности «Прикладная информатика (по областям)» показал устойчивый спрос на этого рода ИТ-специалистов на рынке труда во всех регионах РФ по всему спектру утвержденных областей применения.
Наблюдаемая в российском образовательном пространстве тенденция обусловлена тем, что усиление познавательных и информационных начал в современном производстве не покрывается традиционным понятием профессиональной квалификации. Более адекватным становится понятие компетентности, выражающееся в совокупности системно организованных компетенций, как развивающейся системы знаний, умений и навыков, а также коммуникативных и социально-моральных начал, позволяющих успешно организовывать свою профессиональную деятельность в определенной области в условиях быстро развивающегося общества.
Целями подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Прикладная информатика» в соответствии с современными требованиями информатизации общества является обеспечение возможностей использования выпускников для реализации следующих видов деятельности:
- разработка информационных систем в определенной предметной области;
- управление и реализация проектов по информатизации объектов и процессов информационного общества;
- эксплуатация информационных систем в определенной предметной области и предоставление ИТ-услуг для информационного обеспечения бизнес-процессов в конкретной предметной области.
Декомпозиция перечисленных видов деятельности по реализации классических стадий жизненного цикла информационных систем дает возможность сформулировать необходимые для их реализации компетенции. Дескриптивный анализ выявленных компетенций, как результатов обучения, на нижнем уровне позволяет в свою очередь определить перечень конкретных учебных дисциплин, способных обеспечить компетенции, а также определить границы уровней подготовки бакалавров и магистров.
Сформулированные компетенций, как результаты образовательной программы позволяют:
- студентам видеть, что ожидается от них;
- преподавателям сосредоточиться на будущих достижениях студентов;
- работодателям не только получать информацию о формируемых в вузах профессиональных компетенциях выпускников, но и активно влиять на их формирование.
При составлении профессиональных компетенций, особенно в такой быстро развивающейся сфере как информатика необходимо опираться на опыт работодателей.