Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В нашей стране распространенность артериальной гипертонии по критериям ВНОК (2004) составила 48%. Частота АГ была выше у мужчин, чем у женщин (49 и 47%) соответственно. Заболеваемость ишемической болезнью сердца в возрастной группе от 20 до 24 лет составляет 8 на 100 000 человек, а в возрасте от 60 до 64 лет увеличивается до 1712 на 100 000 человек. По сводным данным в результате артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца человечестве ежегодно теряет 2.5 млн жителей, причем более одной трети из них приходится на лиц трудоспособного возраста (Бокарев И.Н., 2007). Кроме того, артериальная гипертония очень часто сочетается с ишемической болезнью сердца, которая выявляется до 20-25% взрослого населения (Гогин Е.Е.,1978). Наконец, когда на фоне артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца развивается фибрилляция предсердий, то, по данным Фремингемского исследования значительно возрастает опасность кардиогенных тромбоэмболии, с увеличением риска инсульта в 4-5 раз.

Основываясь на выше представленных данных, мы решили изучить кинетику свертывания цельной крови у больных гипертонической болезнью 3 стадии и стенокардией 2 функционального классов, осложненной фибрилляцией предсердий.

Было обследовано 25 больных страдающих, гипертонической болезнью 3 стадии и стенокардией напряжения 2 функционального класса, осложненной постоянной формой фибрилляции предсердий. В качестве контрольной группы выбраны практически здоровые лица в количестве 20 человек.

Для проведения подробной оценки структурных и хронометрических показателей гемостаза нами был применен дифференцированной электрокоагулографии (Воробьев В.Б., 2004).

При анализе цельной крови были выявлены следующие гемостазиологические нарушения. Скорость полимеризации фибрин-мономерных молекул выросла в 3.3 раза по сравнению с контрольной группой. Эти изменения в первую очередь были связаны с повышением интенсивностью образования свободных и агрессивных молекул тромбина у наших больных. Данный факт иллюстрировался на графиках электрокоагулограмм, записанных с цельной кровью увеличением константы использования протромбина тромбопластином в 3,6 раза, по сравнению с аналогичным показателем у практически здоровых людей.

Наряду с этим скорость течения второй фазы свертывания, у обследованных пациентов по оценке угла ß увеличилась на 14%.

Кроме того, отмечалось в 2,2 раза повышение контрактильности молекул фибрина по отношению к физиологической норме.

В тоже время мы выявили увеличение коагуляционной активности у наших больных в 4.2 раза, по сравнению с практически здоровыми лицами.

Особо следует обратить внимание читателя на имевший место быть факт оьразования рыхлого кровяного сгустка, о чем свидетельствовало снижение показателя «Е» в 1,7 раза по сравнению с аналогичным показателем у здоровых людей.

Представленные данные, у обследованных больных свидетельствуют о развитии выраженной гиперкоагуляции вплоть до тромбофилии. Наряду с тромбофилической тенденцией, у наших пациентов была зарегистрирована высокая степень угрозы развития тромбоэмболического синдрома.